Форма входа

Block title

Block content

Календарь

«  Март 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Томское краеведение
    Пятница, 20.12.2024, 04:52
    Приветствую Вас Гость
    Главная | Регистрация | Вход | RSS

    Сайт памяти Бориса Климычева

    блог Бориса Климычева

    Главная » 2012 » Март » 14 » РЕЦЕНЗИИ ДМИТРИЯ ЧЕРНОГО
    10:49
    РЕЦЕНЗИИ ДМИТРИЯ ЧЕРНОГО
    ЕЩЕ ЧЕРНЫЙ РЕЦЕНЗИЯ ДМИТРИЯ ЧЕРНОГО В ГАЗЕТЕ «ЛИТЕРАТУРНАЯ РОСССИЯ» НА МОЙ РОМАН «ПОЦЕЛУЙ ДАЗДРАПЕРМЫ» № 8 24 февраля 2012 года Книг о перестройке написано не­мало, немало снято фильмов до­кументальных и художественных, целых циклов даже... Однако перест­ройка как процесс общественных и лич­ностных изменений показана и объяс­нена крайне убого - и в фильмах, и в книгах. Писатели-почвенники, старожи­лы - всё сводят к «тысячелетней Руси», которую обрушили жидомасоны, и США и которую продали за шекели прокля­тые коммуняки. Либералы (злополуч­ный и мной уже упоминавшийся в «ЛР» Минутко, Борис Минаев), наоборот, поют осанну Горбачёву, Яковлеву и Ельцину, освободителям от семидеся­тилетнего гнёта бюрократии и гэбни - в общем, как ни крути, а тема эта полити­ческая, и потому, как кубик Рубика, вер­тится в руках, не давая ясной картины. Тут, скорее, были успехи у публицистов - а вот именно как подвижную плоть бы­тия, художественно, характерно выра­зить перестроечное пока никому не удавалось. Скажем, есть цикл книг Максима Кантора, моего, так сказать, соседа по полкам в книжных магазинах - он видит этот губительный для СССР (и общест­венного единства в нём) процесс пере­строечный изнутри московской богемы, подробно рассматривает, искренне удивляется. Но разве поймёт кто-то за пределами МКАД всю эту тонкую, но, увы, мелкотравчатую психологию? В том-то и проблема данной темы - про­блема масштабирования, тут важно и целое увидеть, и себя в этом целом не упустить, не вынестись за процесс эта­ким мудрецом А.Зиновьевым. Кстати, он, как идейный автор-исполнитель «ка-тастройки» (его термин), и пророчив­ший её, и благословлявший, и потом поплакавший над итогами её крокоди­льими слезами - тоже вполне гомери­ческое явление. Сейчас у перестройки нет ни сторонников, ни противников - в её чистом, реальном воплощении. Её не видно писателям, потому что они боят­ся себя в ней увидеть отражёнными, не­красивыми, незрелыми, несознатель­ными, или, наоборот, слишком созна­тельными, то есть сторонниками губи­тельных перемен. Ну, вышеупомянутого автора ЖЗЛ Ельцина Бориса Дориановича Минаева я тут не беру, слишком высокого полёта птица, сам Путин пре­дисловия пишет - глядишь, за критику и мне могут длинный нос фэсбы расква­сить... И вот искомое - нашлось, причём от Москвы далече. Книга не новая - 2008-го года издания, да и название путает и пу­гает определённую часть читателей. «Поцелуй Даздрапермы» - так, скорее, либерал бы назвал нечто антисоветское о тех временах, о 1980-х... Но я хочу со­общить не только о ценной находке -книга-то достояние всех, особенно если она есть в Сети, - я хочу и о находке но­выми реалистами своего «старца» рас­сказать. Это важное событие - и тут ре­цензией не отделаешься. Новые реалисты нашли, мне кажется, своего старика Мэлвина. Чтоб понять метафору, правда, надо перенестись в Сиэтл, в те самые 1980-е, и немного оз­накомиться с историей гранжа. Так вот: до всемирно известной «Нирваны» гранж существовал и развивался с са­мого начала восьмидесятых. И была в пригороде Сиэтла Абердине группа-ве­теран «Мэлвинс» (выступает по всему миру поныне), которой Кобэйн таскал комбики на репетиции - группа, назван­ная в честь горожанина, воровавшего из супермаркета рождественские ёлки. Панковский концептуализм и упорство старика Мэлвина восхитили последова­телей панка, в своём звуке ползущих всегда на первой скорости (Бред Мор-релл, «Нирвана и саунд Сиэтла», 1996). Наш Мэлвин - Борис Климычев. С «Мэлвинс» у него то общее, что, не вы­езжая из родного Томска, он записывал и записывал «альбомы»-романы, разви­вая стиль - который станет узнаваемыми популярным уже и популярным уже в связи с другими именами и в других местах. Но в годы постмодернистских разбродов и сюрреалистских бутербродов - Климычев писал и писал свою реалистическую, искреннюю, градоописательную и чело-вековедческую прозу. И, уже восьмиде­сятилетним, он совпал со звуком чита­тельского камертона - сейчас, уверен, его готовы многие услышать. Он рабо­тает и в других стилях - исторического романа, биографии, - но нам важен Климычев-реалист, от первого лица из­лагающий годы... «У входа в гостиницу нас встретила могучего телосложения обкомовская дама. Её массивная грудь была упрята­на под белой кофтой, чёрным пиджаком и таким же галстуком. На лацкане пид­жака кровенел партийный значок». Название романа никак не связано с частотой упоминания героев - Даздраперма Ивановна, если таковая грудастая со­трудница обкомовской гостиницы «Ок­тябрьская» (где в 1994-м останавли­вался и Солженицын) вообще сущест­вовала, возникает в книге однажды. Эта сцена действительно центральная и кульминационная по комизму - а ро­ман вообще трагикомический. Роман через общественное - суетливое и междоусобное - бытие писателей Том­ска показывает изменения сознания советских граждан, перерождающихся в дорогих россиян. Пьянка и оргия пи­сателей и поэтесс со столичными кри­тиками в «Октябрьской» - как бы та горка, на которую лезет и лезет обще­ство, пытающееся кого-то выдвинуть из своих рядов в гении. Однако, как и во все времена, весёлость бьпия в пи­тии, пьянка и только пьянка, обнажаю­щая то, что на уме - является и награ­дой всем усилиям, и судом всем гени­ям. И рукописи, сданные конкурирую­щими писателями для разбора столич­ному светиле Питору Сидоровичу - им выбрасываются в окно гостиницы, ле­тят в широченную реку Томь, где в пло­ти рыб обитают более водки опасные для печени описторхи... Что поделаешь, алкогольный вопрос не только в Томске был для писателей и в СССР, и после краеугольным, да что там - биографическим... Неожи­данно в единой пьянке роднятся и гра­фоманы неизданные, и столичные критики, и местные признанные гении, и строгая обкомовская дама - причём буквально. Её в ванную по её же тре­бованию уводит прежний глава Союза писателей здешних, наделённый по­истине таёжной, медвежьей мужской силою Громыхалов. К сожалению, имена в романе изме­нены, изменены комично и как-то странно, не у всех и не везде- но учтём тут некий переходный период, сим гре­шат поныне среди нас многие, Шаргунов, например. То есть, догадаться, кто есть кто, можно - но чем менее извес­тен персонаж (а я уже ориентируюсь в персоналиях томской творческой эли­ты), тем труднее его извлечь из-под иронических псевдонимов. Скажем, ни у кого нет сомнений, что Громыхалов - Однако на смену Громыхалову, запутавшемуся в любовницах и все кварп ры из обкомовского резерва им разда! шему - приходит наихитрейший Вулли Тихеев (Вадим Макшеев, с которы моё им неодобренное интервью вы hi тали в номере). Сам родом из ссыльных, он поёт осанну Брежневу, получает «Волги» и квартиры от обкома - в общем, проводит своё локальное «закул; чивание», как бы возвращая отнятое За этим его и застаёт перестройка, как только привилегии заканчиваютс он покидает пост. Интересно в poMat развиваются характеры персонажей их не так много, и нет ни одного выд манного. Мамич (как прозвали Мамич' ва) гуляет по Томску, фотографиру! его деревянные жемчужины архитектуры - и невольно фиксирует изменен! или же отсутствие оных. Например, 6i «деревяшек» с 1980-х и поныне не и менился - уникальный быт коммуналок... Партийные дамы стремителы окрыляются идеями рыночной экономики, на церквях, в которые Горбач разрешил ходить и молиться - за н имением колоколов повисают молочные бидоны, и звонят «длинь-гдлян» Климычев с иронией, но вовсе не пост модернистской, без вымысла - показывает Томск перестроечный, куда ветра перемен долетают позже, иначе, но общество меняется, как везде в пока eсть СССР. Рыночное безумие охватывает многих - так, персонаж с запоминающим стилем речи (поищите такую тонкую с ранку у современников Климычева!) Киянкина, в конце концов, из непопулярной поэтессы становится рыночной торговкой, но до этого следуя буквально всем лохотронным методикам упорно идёт к нищете, и, накупив н имоверное количество лотерейных билетов, ею же и распространяемых - лишается квартиры в счёт оплаты долга. Похожие судьбы современников Климычева, родителей, вынужденных петь громкий хэви-металл Какой-то бесцельно ищущий и этот расшатанный Томск показан в романе! без попытки дать полотно, очень ло­кально, но оттого и точно. Светлана Киянкина, в конце концов, поселившись с подобными ей ударницами капиталис­тического, челночного труда в безы­мянном доме на окраине Томска - гиб­нет от топора, их попросту всех убивают наймиты строймагната, чтобы завла­деть землёй, на которой стоит выселен­ный дом с не такими уж бедными «бом­жами». Однако её «чё смеяться?» звучит как эпитафия - наряду с характерно томским «чо попало!» (в переводе на центрально-русский - «что ни попадя»), выражает речевой колорит и времени, и места. Тут же - топографические и мифиче­ские какие-то перлы, на которые Климычев не скупится, благо за годы жизни в Томске и не такого наслушался. И, кстати, сам того не подозревая, он оп­ровергает один из телесюжетов года примерно 1990-го, прошедший на том­ском ТВ. Там диктор, рассказывая о бесчисленных скелетах репрессиро­ванных в подземелье «здания НКВД» (там ныне модный музей следственной тюрьмы с «фотолейблом» Клюева на афише), гордо заявляет, что имеющий проспект Ленина город, к счастью свое­му, обошёлся без имени Сталина в ка­ком-либо упоминании. Так нет же: был рядом с вокзалом Томск-2 Дом культуры имени Сталина! Но стоял он к 1980-му разорённый, а вокруг здания росли домыслы: якобы построено оно на том самом месте, где нарком Каганович расстрелял каждого третьего сотрудника местного отделения МПС за неполадки в расписании. Перед расстрелом каждому третьему давалась кружка пива с кокаином, чтоб они громче кричали «Да здравствует Сталин». Вот это, пожалуй, единственное место, где стёб над реальными слу­хами демшизы напомнил мне «балтий­ские чаи» Пелевина - правда, у Климычева веселее и лучше. Как подтверждение неверности взятого обществом курса является под конец романа, уже в начале девяностых, видимо, разорённый дом культуры «Аванпост» («Авангард» - по ходу текста расшифровывать климычевские ребусы всё легче). А был он новёхоньким сдан на заре перестройки - стал же при капипитализме выглядеть ещё хуже ДК им. Сталина. Там-то и разворачивается ещё одна кульминационная для романа сце­на, к которой ведёт рассказ брата Климычева, советского видного воена­чальника, имевшего в Москве квартиру, машину, но все это оставившего детям и вернувшегося в родной город. Он первым в жёстких большевистских терминах объясняет писателю, куда делись его накопления в Сбербанке (бедный писатель мог скопить за годы своей не высокооплачиваемой лаборантской работы в ТУСУРе-на домик у моря) и куда катится страна, попавшая в косолапо-беспалые лапы Ельцина. Брат вскоре умирает в Белоруссии - сердце не выдерживает всей ясности понимания контрреволюционной катастрофы. В переполненном же клубе, где проститутки соседствуют с национальными центрами - проходит концерт «дружной семьи обречённых народов», то есть рас павшегося на национальности советского народа. Еврей с накладным чубом из старой томской танцбригады изображает казака, яростно вращающего шашкой, и это воодушевляет стоящий в зале народ (сидения сперли). Пара кружковцев Климычева, свихнувшиеся уже на русопятстве, ряженые в косоворотки и сапоги-трубы - надеются тут обратить демократический люд в свою истинно-русскую веру стихами у микрофона, но одному из них падает на голову часть рушащегося здания «Авангарда» (сейчас там выступают столичные , звёзды попсы и рока, кстати, отремонтировали). Символично, но и реалистично, верно? Климычев продолжает работу и при капитализме, пока некоторые знакомые (выведенный из подполья и принятый в Союз писателей гренадёр-электрик Агатин, а точнее, его очередная жена) с нуля развивают малое предпринима­тельство, богатеют, покупают машины и дома: ведёт кружок, хоть его и выгоняют с насиженных мест. Удивительно, как, но, чуть ранее, он всё же получает квар­тиру в панельном обкомовском доме. самый разгар перестройки, когда недо-делки и неработающая сантехника были уже нормой. Уморительна сцена скромного новоселья писателя, с каратист­ским отпором спортивного друга всё время вылезающим из стен свёрлам въезжающих соседей: «Кий-я!». Одно из свёрл всё же победило ногу спортсме­на, пришлось бинтовать. Роман заражает своим ритмом и че­харды времён - хотя он хронологичен психологически, без упоминания точ­ных дат. Обкомовская дама, которую ав­тор успел полапать далёкой весною в горсаду - из села идёт на повышение в Томск, чтобы открыть тут сеть перестро­ечных кафе, а после смены формации становится владелицей магазина, мод­ные вещи возит из столиц и заграниц, имеет свою охрану, большой буржуйкой становится... Судьбы героев легко, но в то же время заметно проходят через пальцы автора - лишь слегка подверга­ясь гиперболизации за счёт выделения эпизодов, фрагментов пути. Так же странновато смотрится, видимо, до конца не доведённая переименовка то­понимики: город называется в романе Пимском, а вот река Тамь, а гражданки и граждане, соответственно, тамичи и тамички. Кажется мне, что роман писался именно в том беспокойном состоянии, о котором он и повествует - перестройка это именно тряска, это несуразица, не­стыковки многого... стыковки многого... Один из друзей Климычева, имеющий сеть ресторанов и кафе «Дранмагд» (вот тут отчаиваюсь расшифровать - всё списываю на немецкий манер всей но­вой топонимики города, где до недавне­го времени сидел с 1991 -го бессменный фольксдойч Кресс) - становится мише­нью рейдерских атак... Ещё одна сцена «о времен». Его попытка устроить пир на весь город, чтобы распространяемые конкурентами слухи о червях в пище пе­рестали циркулировать - превращается в буквальное заливание дерьмом ресто­рана. Несколько машин ассенизаторов подогнаны к окнам и сливают содержи­мое в зал, набитый деликатесами и топ-моделями. Этому менты не мешают, как и подрыву стоящих у ресторана м ашин. Роман заражает своим ритмом и че­харды времён - хотя он хронологичен психологически, без упоминания точ­ных дат. Обкомовская дама, которую ав­тор успел полапать далёкой весною в горсаду - из села идёт на повышение в Томск, чтобы открыть тут сеть перестро­ечных кафе, а после смены формации становится владелицей магазина, мод­ные вещи возит из столиц и заграниц, имеет свою охрану, большой буржуйкой становится... Судьбы героев легко, но в то же время заметно проходят через пальцы автора - лишь слегка подверга­ясь гиперболизации за счёт выделения эпизодов, фрагментов пути. Так же странновато смотрится, видимо, до конца не доведённая переименовка то­понимики: город называется в романе Пимском, а вот река Тамь, а гражданки и граждане, соответственно, тамичи и та-мички. Кажется мне, что роман писался именно в том беспокойном состоянии, о котором он и повествует - перестройка это именно тряска, это несуразица, не­стыковки многого... ... И отсюда и разбиения реальности на ой новорусской действительности Клиимычев идёт старым дёревяным Томском, описывая его резную красоту. Подвиг писателя, не иначе -внимательно следить и за яркими вспышками капиталистического уродства и за мерным течением прежних красот купеческой жизни. Главное следует из всего этого многоголоия перемен: общество, ещё (организованное по советскому проекту в партию, - Занимается планово-саморазэазрушением. Стоит лишь слегка приподнять один из недостатков пунктов общества - и в соответствии с рельефом, при такой иерархии ценностей (точнее - оценок) начнёт рассыпаться. Хорошо, и предельно близко к шизоиналу изложил миф о ДК. Но ведь полно до сих пор людей строящих на подобных страшилках мироровоззрение – оправдывающих нынешнее прозябание и регресс «раньше было хуже». Как оно было Климычев тоже показал, За издание книги в середине 70-х авторы получали 30 тысяч рублей. Вот вам и квартиры. За это и боролись - соцсоревнование тут почище конкуренции буржуазной. В конце концов пробивались даже сквозь интриги и друзей-конкурентов (а хватка у писателей была). Судьба Ефросиньи Ивановны, комсо­молки двадцатых годов - которая для детей бегает за дефицитом, отстаивает все перестроечные очереди за колба­сой, но не ропщет. Какие-то малюсень­кие радости быта, серебряные штучки на столе, с тех самых лет прорывной ин­дустриализации сбережённые - вот её услада в одиночестве. Глаза её искрятся молодостью коммунизма - и это как раз бесит детей и внуков. Она, с детсада воспитавшая многих томских академи­ков, живёт в «деревяшке», в коммунал­ке, как Клюев рядом с криминальными, запойными семьями... Квартиру свою завещать родным не собирается - она мыслит государственно, она одна, вот в этом типично томском деревянном до­мишке ведёт внутренний диалог со всем обществом, ему, а не частой своей се­мейке завещая то немногое, что госу­дарство и дало... Есть тут логика? Есть -но она предельно чужда нашим совре­менникам, пережившим приватизацию всего и вся. Газетное слово Климычева заставля­ет власти улучшить быт коммунистки -что ей, девяностолетней, продлевает жизнь, но ненадолго. Она гибнет так, как боялась погибнуть моя бабушка, тоже долгожительница и лично Ленина слу­шавшая оптимистка-рекордсменка Эпохи - ломает шейку бедра. Что харак­терно и позорно для Постэпохи - её родные делают всё, чтоб старушка по­скорее умерла в больнице, и спешно де­лят наследство, им доступное. Комната в деревяшке им не достаётся, за что уморенную даже на поминках косте­рят... Не вся ли Эпоха, поруганная на­следниками, которые пустили наработ­ки поколений альтруистов не по назна­чению, подарили олигархам - не вся ли судьба СССР, по возрасту равная чело­веческой жизни, выражена тут? Томск - Москва ИНТЕР- ВЬЮ Эту рецензию напечатал в «Литературной России» № 40 от 7 октября 2011 г. писатель и журналист Дмитрий Черный. На диктофон беседу он не писал, в чем-то память его подвела, но об этом знаю я и больше никто, да по сути всё верно. Перегиб только, когда Дмитрий говорит, что я работал с племянником Мао ЦзеДуна. Тут память его подвела, слух то есть, подвел. Я работал в газете с Женей Лескиным, дед которого был в только что создавшейся армии Мао командиром разведроты. И судьба его желторотым юнцом занесла в Китай. Был он семиреченским казаком, и после победы революции в Китае вернулся в родную Алма-Ату в любимое Семиречье. (Примечания Б.Н.К) - Борис Николаевич, вам досталось место гла­вы Союза писателей здесь ведь когда уже никаких благ и льгот членство в СП не приносило, то есть сразу после Макшеева, при другом Борисе Нико­лаевиче, так сказать? - Ну, восьмидесятые, времена Макшеева и наши девяностые сравнивать нельзя - ему чёрная «Волга» полагалась, а нам уже (и то - лишь на словах) обеща­ли автобусы. Вообще, не во все советские годы у нашего СП было такое хорошее помещение - и в ста­рых стенах ютились. Основал нашу организацию сек­ретарь СП СССР Марков всего из трёх человек, вклю­чая профессора Бабушкина, потом остяк Иван Елегечев был, Колыхалов, до Макшеева... Но я не непосред­ственно у Вадима принял эту эстафету, до меня был Казанцев. Парень-ртуть: вгрызался во всё, проводил конкурсы, фестивали, находил средства на призы, платили хорошо нашим открытиям-гениям. Увы, у не­го был сильный диабет, и, работая с ним уже тогда, си­дя напротив за письменным столом, я столбенел, ког­да он прямо через одежду вкалывал себе в живот ин­сулин. Мы выпускали журнал наших писателей «Си­бирские Афины», работали на совесть, однако на на­ши комнаты, ещё Лигачёвым выделенные, кто-то во­зымел виды, и к нам стали заявляться хмурые личнос­ти с «документами» на помещение. Казанцев не вы­держал этих атак и выбросился с девятого этажа. Во­обще времена были такие: даже на Дрожзаводе в те­чение двух месяцев убили двух директоров - казалось бы, что там-то делить? А вот запал был кровавый в лю­дях. - Первоначальное накопление капитала не только в Сибири, везде сделало активную часть общества озверелым, бандитами. Примерно тог­да или же раньше Василий Афонин демонстра­тивно вышел из вашей организации? - Демонстративным я бы это событие не назвал. Афонин вообще - этакий наш Чайльд Гарольд, никем не понятый, высокомерный, писал всем президентам, что не признан, не понят... Но иногда ему самому по­звонишь, говоришь важное, а он только дышит в труб­ку в ответ. Жаловался, что ему организация писатель­ская финансово не помогает, когда она никому вооб­ще не помогала (да и где сейчас такое видано?), по­том ко мне пришёл, сказал: «Хочу выйти из Союза, что для этого надо?» Говорю, что собрание надо провести, а потом забирай личное дело и - куда хочешь. Он в от­вет: «Никого не хочу видеть». Так его личное дело и ле­жит, где прежде, заходить за ним не стал. От семьи то­же ушёл, строил дом себе отдельный, но когда ему от­казались его оформлять как частную собственность -въезжать не стал. Понятно: продать-то нельзя. Сейчас на «Почтовой» осел, у дамы. - То есть в Северске, из-за которого Томск зва­ли во второй половине двадцатого века - Атомск? - Совершенно верно. Кстати, я и определил Афони­на туда, волей случая. Отдыхали мы с ним на Синем Утёсе - санаторий атомщиков это, в красивейшем ме­сте. За Басандайкой утёс стоит, на Томь смотрит - там казачьи вышки раньше располагались смотровые-ох­ранные. Проза у меня есть об этом месте. Так вот, жа­ловался мне Афонин: «Меня жена не понимает, ни сын, ни дочь не понимают». Мимо женщина проходила, я и говорю - а вот, вдруг твоя судьба идёт? Пошёл за ней. познакомился. Так с моей лёгкой руки у неё и заноче­вал, и из Синего Утёса к ней переехал... - Вы, говорят, у него литературный кружок от­няли? - Наоборот, отдавали! Сначала вели кружки я и Ка­занцев в отделе культуры. Зашёл Афонин, посмотрел на молодёжь, спросил, как обычно, голосом с носо­вым прононсом: «Кто у вас самый талантливый?» Сму­тились сперва, но выделили троих. Он их увёл, пару занятий провёл, потом они к нам вернулись: не в со­стоянии слушать эту заумь про воздух в прозе, гово­рят. А вообще Василий цепкий мужик, как и Макшеев. своего не упустит - финскую сантехнику выбивал се­бе, когда в СП состоял... - Сибирских писателей, часто относимых к де­ревенщикам, роднит тяжёлое послевоенное дет­ство. Когда вы упомянули чёрную «Волгу» Макше­ева, я удивился, ведь в беседе со мной он только вспоминал про «белые» корни да проклинал боль­шевиков как власть невиданно безжалостную, всего всех лишавшую. Афонин, сам бывший пас­тухом и росший в деревне, в свою очередь, ска­зал, что ему дорог тот Макшеев, который жарил И ел кошек с голоду, а не пошедший к «партийным дамам» на поклон... - Афонин вообще силён по части образной ненави­сти к партийным дамам: есть у него в прозе эпизод та­кой, когда партийная дама в туалете рвёт свой партби­лет и одновременно испражняется, и даже менструа­ция у неё начинается. Всё это вместе - кровь, красная корочка, какашки. Что поделаешь - человек сильного воображения. У меня в романе «Поцелуй Даздрапермы» он проходит тоже ярко, как профиль, похожий то ли на жителя Урарту, то ли на древнего еврея... Касае­мо же «белых» корней Макшеева и голодного детства. так у кого оно из нас лучше-то было? В деревне хотя бы можно было прокормиться - в военные годы мы ез­дили туда с уверенностью, что будем сыты молоком да картошкой. А вот в самом Томске меня и били, и по сараям жил. И мой дед по матери, кстати, был дон­ским казаком, и тоже за белых воевал, пятнадцать лет за это на Беломорканале отработал и погиб на обрат-ном пути, на станции Тайга попал под поезд, как нам сообщили. Бабушка поехала туда - но могилы нет, концы в воду, решили мы, что ему помогли так уме­реть. Но вот не роптали - Макшееву же на советскую власть грех жаловаться. Он от неё получил три кварти­ры и две «Волги», помимо служебной чёрной. Вторую -благодаря мне. Я тоже в очереди стоял, он мне и гово­рит: «Старик, зачем тебе «Волга»? Вон, у меня бедный зять всё под машиной лежит, ремонтирует, помоги, поделись». И две квартиры на дочерей купил да запи­сал, затаривался в обкомовском распределителе -всё брал от жизни то, что она ему задолжала, как он считал. Ордена выбивал, даже премии, звонил в высо­кие кабинеты. Присуждали мне однажды уже премию имени Макушина «Мой край родной», Сибкабель спонсировал конкурс - но позвонили вскоре, спроси­ли меня, не обижусь ли, если Макшееву отдадут. И Ка­занцева всё донимал - то у него барсетку в автобусе, то железную печку на даче украли... От спецпереселенца до чёрной «Волги» - не­плохой путь мученика советской власти. Макшеев встретил послевоенные годы сиротой... вы сказали, что тоже было нелегко вам? - Отец погиб на фронте, но до этого в 1937-м взяли его, так что он рад был уйти на фронт, хотя по возрас­ту уже мог не беспокоиться. Но ушёл добровольцем. А до ареста вышла такая история, которую я, тогда шес­тилетний, помню неплохо. В 1936-м вернулся из лаге­рей в Томск князь Ширинский-Шихматов, бывший белогвардеец. Стал монахом здесь и настоятелем Тро­ицкой церкви, рядом с которой мы жили, в Петровской слободе. Имя своё Аникита сменил на монашеское Ни­колай. Река Ушайка тогда была широка и полна окуней - отец рыбачил, на обычную удочку их полведра за ве­чер мог наловить. Там, на мостках Ушайки, отец мой Николай и новоблагословенный Николай познакоми­лись. В гости стал захаживать к нам Ширинский-Ших­матов, как-то раз пригласил на Войлочную заимку, где жил Николай Клюев. Поэт всё просился, даже Горько­му писал - чтоб переселили оттуда, это было воров­ское гнездо. Кстати, манера женщин носить платки по-пиратски, опущенные до самых глаз, до сих пор на Войлочной заимке сохранилась - с тех пор, как там жили жёны воров, прабабушки нынешних томичек. И некоторое подобие воровского «круга» там есть до сих пор - поляна такая вытоптанная. К себе и отца, и Клюева третий Николай тоже приглашал - его родст­венница, бывшая баронесса прекрасно играла им на фортепиано, кстати, её тётка переписывалась с Пет­ром Ильичём Чайковским. И к нам они приходили па­ру раз. Певучий голос Клюева интересно было слу­шать. Как-то раз Ширинский сказал отцу: «Сына-то крести!» Сам и крестил: помню его волосы длинные, сам великан, зимой было "дело, велел он подогреть воду. Говорю: «Ошпарить можешь!» Он спросил, поче­му так думаю. Ответил я: «Волосы длинные, на женщи­ну похож, обмануть можешь». Но он не обиделся, кре­стил, крестик дал, но носить тогда не мог я его, конеч­но. Шихматов взял шефство и над Клюевым - поэт хо­дил просить милостыню к Троицкой церкви, там был единоверческий придел, и Шихматов велел бабуш­кам-побирушкам с ним делиться. Клюев всё просил новое жильё, и его, наконец, дали - на Ачинской улице. - Повесли там в наше время памятную доску. Но в нулевых сперва доску украли, а потом и домик снесли. - ПИСАТЕЛИ РУССКОЙ ПРОВИНЦИЯ , несмотря на демонстрации, протесты в прессе, в 2004-2005... Вообще по купеческой, дере­вянной архитектуре Томска будто ураган прошёлся за девяностые и нулевые - застройщики бомжам давали водки и бензина, те жгли, заказчики ломали, и ради чего? Ради кирпичных безликих шкафов элитных да попроще... - А за что был арестован ваш отец? - В июле 1937-го всех трёх Николаев забрали по од­ному делу, отца моего обвиняли как казначея монар­хической организации.. До этого родители заметили в городе плакат примерно такого содержания: «товарищи жильцы, повесьте хорошие лампочки и чётко напишите на табличках ваши фами­лии, их нечитабельность мешает работе врачей и поч­тальонов». Отец сказал: «Для НКВД стараются». И вот пришли за ним ночью, в форме, фуражках - я как раз читал до этого книгу, как белогвардейцы обыскивали кровать сына рабочего в поисках большевистских ли­стовок. А тут - наоборот. Я спросил: «Мама, это погра­ничники?» Из-за формы так решил. А она: «Нет, погра­ничники на границе, а эти по ночам только ходят, де­тей сиротами делают». Отец отсутствовал до первых заморозков, его и других задержанных по сорок чело­век на ночь в тесную комнату загоняли и бросали в неё вшивую баранью шкуру. Это бывшие склады - за ны­нешним судом, где «женщина с весами». Врагов наро­да, даже подозреваемых - не щадили и соседи. Нашу мебель на следующий же день в окно из квартиры вы­бросили - выселили как семью врага народа, - в две­ри не пролезали дедовские массивные.- Мама предложила уехать к бабушке в Щучинск, вроде там сытнее будет. Но это райцетр и мы перебрались в Караганду. . Я там закончил четырёхмесячные курсы геологоразведки и был распределён в Карлаг на буровые. Перспективы рисовали прекрасные: де­сять лет проработаешь, получишь орден «Знак почё­та». Однако на месте пришлось жить в землянках, где ночью к стене волосы примерзали. Все буровые мас­тера были отсидевшие, и устроили свои порядки -мол, какой ты мастер? Давай-ка на подхвате работай! Наши, молодых специалистов, зарплаты отбирали тотчас, на них покупали крупу и водку. Мыться мы ез­дили раз в три месяца в зону для «двадцатипятилетни-ков» - тогда смертную казнь отменили, - в бане нас ждали заготовленные зэками кусочки мыла размером со спичечный коробок, воды полагалось не больше трёх тазиков, напряженка была с водой. Как этим смо­ешь с себя нефть да солидол, которыми мы пропиты­вались на буровых? В общем, сбежал я оттуда назад в Караганду, так и оставив свой паспорт по месту рабо­ты. Мать прятала меня то в подполье, то на чердаке -а мне уже шёл восемнадцатый год. Ну, решил я сам в военкомат и пойти. Честно всё рассказал: «Паспорта у меня нет, там, может, тоже не будет, но я честный со­ветский человек, и надеюсь, что в армии хотя бы мои солдатские три рубля отбирать не будут». И поехал служить на Дальний Восток. - Вам, уже знакомому с повадками блатных, ка­кой показалась Советская армия на первый взгляд? - Никакой дедовщины там в помине не было - это во-первых. Да, гоняли офицеры, сержанты, но ника­ких издевательств старослужащих, только строевая! Были наряды вне очереди, «губа», но ни одного случая дедовщины - это вообще не в духе русского народа. Во-вторых, все сержанты только что с фронта, а последнее6 время туда вообще из деревень попадали - гордились, что слу­жат в армии. В-третьих, было уважение ко мне как об­разованному – городской все же, сразу попал в самодеятельность, пел, танцевал. Из соседнего училища меня сержант звал: год службы там и получу лычки. Но я уже был хоро­шим связистом, меня устраивала наша небольшая комната, а в училище казармы длинные, как парохо­ды. В-четвёртых, округом и армией, в которую входи­ла наша часть в Лесозаводске на станции Ружино, ко­мандовали прекрасные люди - громадный, Яковлевич Малиновский и генерал Красовский. -У вас наряду с историческими романами, « Прощаль» и «Мраморная женщина», есть ведь биографическая проза - например-«Томские тайны» имеют ли семейные корни? Конечно, имеют, и потому имеют продолжение, сейчас в « Вече» готовятся к выпуску два моих романа, они тоже вязаны с Томском.. По отцу-то я твёрдый то- я твердый томич, а вот мой донской дед - что ж, совершил ошибку, и сел в седло, в Гражданскую. Здесь-расказачился, торговал лошадьми, был приказчиком у Второва. Но приехали земляки - всем красные надоели, бросай своих лошадей, возвращайся на Дон». Сдуру поехал. Когда он погиб помле Беломорканала, бабушка хотела в идти разбиратьсяв НКВД, но отец с матерью её заругали.. Жили в деревянном доме, на втором ,она прибыла, бабка даже свиней при­везла. отгородили их в кухне, соседям обещали свинины. А потом по по донским рецептам бабка такие такие окорока запекала в русской печке с чесночком, что все соседи в вострг пришли, теперь так не умеют готовить. Все это, как продолжение «Треугольного письма семейного романа вашего слушается. Хотел спросить про журналистский путь. После армии сельским журналистом начинал.. Хрущёв тогда глупость выдумал несусветную - разделение на промышленные и сельско­хозяйственные обкомы. Вот при сельхозобкоме в Аш­хабаде писал заметки, стихи. Но было очень жарко -врач местная поинтересовалась, откуда я. Сказал, что-сибиряк - она и посоветовала уезжать, так как будет мне всегда тут жарко. После этого я и на севере пора­ботал в «Правде Ильича», и в «Шегарской газете». По­мню, захожу первый раз на планёрку, сажусь на диван -на меня все шикают, мол, тут только завотделом сидеть имеет право, остальные на стульях. Секретарь райкома Волков там на чёрной «Волге» проезжал от дома напро­тив до райкома ничтожное расстояние. Я пошутил, что трата времени и бензина это глупая, отчего б не прой­тись, но меня не поняли: секретарь же! - У вас вышло одиннадцать книг, уже для собра­ния сочинений - внушительно. Над чем работаете сейчас, каких книг ждать вашим читателям на пройденной вами профессионально и физически территории от Дальнего Востока до Москвы? - Ну, тут ты преувеличиваешь, Дмитрий. Увы, до Москвы физически добраться, надолго чтобы (а мо­жет, и навсегда) - не получилось. Это грустная и за­бавная история. Где-то году в шестьдесят втором я сел в Ту-104, а сосед мой говорит радостно: «Ну, че­рез два часа в Москве будем». Я удивился: как это, в Новосибирск через Москву летим? Спросил у борт­проводницы, а она на меня в крик: самолёт перепу­тал, пьянь такая... Ну, действительно, перед полётом пива много выпил, боялся лететь-то. Кто знает, мо­жет, и не надо было высаживаться из того Ту, жил бы сейчас в Москве - в Сибири на тот момент моя рабо­та закончилась, на работе той дочерью обзавёлся... Сейчас она работает в Благовещенске, часто бывает в Китае, и я пишу роман-био­графию про Мао как раз - довелось работать с пле­мянником Мао Цзэдуна - «Долина кричащего тигра» будет называться. Увы, до сих пор о нём писали только американцы. Мои же материалы дочь с кита­истами проверит. Есть ещё два неопубликованных романа... Беседу вёл Дмитрий ЧЁРНЫЙ P.S. Беседовать с таким кладезем вех века и лите­ратурных диковин я бы мог с удовольствием и день на­пролёт. Но где-то нужно ставить точку, газетная поло­са не бесконечна. Борис Николаевич, на мой взгляд, не яркий, нисколько себя не выпячивающий на фоне уже посещённых мною, но пример добротно, плодо­творно пройденного по неровной дороге Эпохи пути писателя. Да, во времена, когда наша сырьевая импе­рия прирастает лишь сибирской нефтью - есть тут культурные богатства гораздо ценнее. И в каждом писателе си6иряке. при всех замечаемых ими друг у друга минусах (что доказываем, что доказывает их реальность иинди­видуальность) - отпечатался советский двадцатый век. Поднял из деревенских и городских оборванцев на пьедестал гордого звания «писатель». Кто сегодня похвастается хотя бы сотой долей подобной биогра­фии (об этом Сенчин недавно писал, я свой голос при­вёрстываю)? Всё проще, проще живётся на построен­ном такими нашими отцами, как Климычев, фунда­менте, а оттого и борьбы в литературе нет настоящей. Паразитарная экономика порождает паразитарное сознание и запросы. Разве что новые реалисты про­тив... Кого? Ну, это не секрет - против вбитого меж реализмами прошлого и нынешнего веков клина безвре­менья, постмодерна. Будучи в гостях у работника «Транснефти», увидел книжную полку - педантичная, скучная подборка Пелевина. Как ДВД-бокс прямо, кни­ги не зачитаны, глянцевиты. А рядом, загляни лишь -такие собственные архивы! От Климычева до Клюева Кому московские монтажи наркоманских фантазмов нужны, когда реальность отцов (назовём её так, пафосно) ещё толком не изучена? Нет, вот решу очно по­следние вопросы издания своей книги в Москве, и на­зад - в Сибирь. Пусть прирастает наш мегатекст со­временности богатствами почище столичных. И в заключение, из книги стихов «Есть ли в Томске медведи?»:
    Просмотров: 518 | Добавил: carunin | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: