Форма входа |
---|
Block title |
---|
Block content |
Календарь | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Друзья сайта |
---|
|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 5 Гостей: 5 Пользователей: 0 |
21:28 ОБЛОМОВ ПРОСЫПАЕТСЯ |
РОМАН ЛЮБОВЬ И ГНЕВ ВОРА-ПОДРЕЗА
Вот что пишут критики Золотцев и Доманский об этом романе
Жизнь томичей и всей Сибири во все времена сурова на расправу и быстра на забвение. Но в ней все важно и ценно, потому что влияние на потомков и, как пепел предков, стучится в сердце. Подлинно чудесен мир тот, который рядом… И в романе Бориса Климычева "Любовь и гнев вора Подреза” широко используются фольклор, былины, сказки, песни и частушки. Роман исторический, действие развивается в 17 веке, и автор находит должный уровень стилизации языка под описываемое время. Томск предстает среди диких лесов с пушками на деревянных башнях. Интересен герой романа исторический персонаж XVII века Григорий Подрез. Это сильная личность, авантюрист. Именно таких людей метрополия отсылала в края отдаленные. Как бы сам собой закручивается авантюрный сюжет. И понимаешь, что именно такие отчаянные люди и могли здесь выживать, воевать строить в легендарной истории древнего Томска. В романе мы увидели Климычева в новом качестве - художника-этнографа, умеющего живо представить широкие картины народного быта и нравов этого сурового века. И автора вновь и вновь манит прошлое славного города. Диссиденты, преступники всех мастей, сектанты, опальные царедворцы, не имея возможности вернуться в центр, переделывали задворки страны по своему разумению. Потому и было в Томске много интересного. Да и теперь есть кое-что. Вот и пишет поэт-прозаик Климычев. Возможно, иному обладателю крутого особняка эти дела и покажутся никчемными. Что ж, особняки долго стоят. Но ведь и книги остаются. И неизвестно еще, что будет жить. И снова бежит перо по бумаге и опять приоткрывается золотая шкатулка Сибири. Роман заставляет вспомнить старый лозунг: "Бороться и искать, найти и не сдаваться!” В этой книге всё узнаваемо: все улицы и переулки Томска, его мосты, и каменные здания. Томские главные проспекты выросли благодаря многим русским людям, загинувшим в тайге на золотых приисках. Там их нещадно эксплуатировали и иностранные и наши доморощенные рабовладельцы. В романе немало горького и страшного, и все же он оптимистичен. Побеждают честность, доброта, бесстрашие и любовь к родной своей Сибири. Торжествует любовь. Писатель прослеживает судьбы многих ссыльных и беглых, судьбы поляков, немцев, французов, шведов, украинцев и людей иных национальностей, разными путями попавших в Сибирь, и прикипевших к ней сердцем. * ТАЙНА ЖИВОГО СЛОВАРоман Бориса Климычева” Томские тайны” - книга о добре, верности, любви и терпении. Тут уместно привести отзыв об этой книге кандидата филологических наук ТГУ Валерия Анатольевича Доманского:
"Томские тайны” - как раз пример того, как настоящее мастерство может преодолеть узкие "региональные” рамки и выйти на всероссийский уровень. Такую книгу с огромным интересом прочитают разные категории читателей и в Томске, и в Москве, и в любом другом городе или селе, где еще читают книги. И не только потому, что в ней есть занимательный авантюрный сюжет, детективные микросюжеты, любовная фабула, обилие исторических сведений и исторических героев - на любой вкус. Главное ее достоинство - эстетически звучащее слово. Раскроешь роман на любой странице, читаешь - и сердце радуется: каждое слово, каждый образ так органичен и неслучаен, язык сочный, колоритный, а во всем повествовании чувствуется свободная и вдохновенная мысль автора, которая легко перемещает читателя из Швеции в Петербург, из Петербурга - в разные уголки Томска 60-х годов прошлого века. Описания и диалоги позволяют жить в этом художественном пространстве, чувствовать атмосферу века, видеть и слышать его персонажей. Произведение это остросюжетное, содержащее множество приключений, и в то же время автор выводит в нём совершенно конкретных людей, абсолютно точные исторические факты. Он ярко показывает быт, нравы и обычаи сибиряков. Изображает губернский Томск с 1863-го по 1867-ой год. Улаф Страленберг учился в Берлине, Париже и Лондоне. Ему довелось прочитать старые манускрипты, о золотой скифской короне, которую пленные шведы зарыли в далеком Томске на дне колодца на Воскресенской горе. Решил ехать в экспедицию. Матушка отговаривала: она читала в правдивой книге о том, что в Сибири живут люди на одной большой ноге и с двумя ртами каждый. Действительность оказалось и проще и сложнее. В Томске Улаф попадает в тюремные подвалы, откуда его вызволяют страшные преступники, чтобы использовать в своих темных целях. Губернатор и полицмейстер связаны с преступным миром. Город живет золотой лихорадкой, в соседстве с ним дикие артели моют золото. На проспектах даже днем грабят и убивают. В городе живут ссыльные, беглые, опальные люди. Есть пленные поляки, потомки пленных шведов. Есть немцы, французы, китайцы. В романе прослёживаются судьбы многих иностранцев, теми или иными путями попавших в Сибирь. Улаф проходит через многие испытания, многое узнает о Сибири и о себе самом. И в конце концов находит здесь свое счастье. Эта книга в конечном счете повествует о самобытном, вольном и упорном характере Сибири и сибиряков.ГНЕВ РОДОГУНЫ или ПРИКЛЮЧЕНЯ СКРОМНОГО ТОМИЧАВеликолепно об этом романе отозвался Станислав Золотцев * Роман Бориса Климычева «Гнев Родогуны» имеет свои, запоминающиеся особенности. Яркие характеры и диалоги. География: Томск, Щучинск, Петропавловск-Казахстанский, Караганда, Дальний Восток, Ашхабад. Но важнее всего - география души: её юг и север. Здесь камнепады и водовороты времени больно ударяют по юной душе главного героя. Тут сталкиваются дно и эмпиреи. Коротко можно суммировать все словами известного романса: "То вознесет тебя высоко, то кинет в бездну без стыда” У целого поколения в сердце землетрясение, или сердцетрясение. И ты живешь рядом с клеткой хищника, и входишь в неё ненароком, то ли затем, чтобы хищника покормить, то ли затем, чтобы отобрать у него часть мяса и самому наесться. Костяные пропеллеры непонятных деревьев. Южные ночи, как Хиросимы двойного действия, и убивающие, и оживляющие. Кипящее, как потроха в узбекском котле, золотистое чрево Азии. Таинственные глиняные заборы-дувалы, за которыми прячутся сказки Шахарезады. Жизнь, как сквозь пелену дыма, вытянутого из кальяна. Таков слог, таков язык, таковы события в новой книге Бориса Климычева. Новая тема, притягивает и новые неординарные образные средства. Конечно, и эта книга тематически связана со всеми его прежними книгами о Томске, хотя томич здесь и перемещается во времени и пространстве. Голоса городов, песни садов и стоны каменных кряжей. Синие скалы с зеленым отливом. Горные серпантины, разрушенные древние цивилизации, развалины легендарной столицы Парфии Нисы. И разрушенные войной с врагами-фашистами и с друзьями-бюрократами - судьбы. Люди -половины, люди - четвертинки. У того нет руки, у того - ног, у этого голову оторвало, а от того осталась только одна голова. Но они продолжают жить, вопреки всяким физическим законам. И между внутренним врагом и внешним, весь в ссадинах и коростах, от болячек и ударов, проходит наш скромный томич, и тихо шагает в будущее. Он уходит вдаль, становясь все больше и больше. Вопреки законам физики и оптики. Но литература и поэзия - это всегда немножечко взлет над обыденностью. Над обстоятельствами, над самим собой. Хорошая книжка - никогда не кончается. Ни при каких обстоятельствах. Юлия Климычева пишет: 25 Авг 2009 в 16:02 ampra@mail.ruЮлия Климычева
ПОЧЕМУ МОРЕ ЖЕЛТОЕ, ЕСЛИ ОНО СИНЕЕ Или: сколько стоит отдых в популярном у россиян Бэйдайхэ?Десятки тысяч россиян ежегодно отдыхают в Бэйдайхэ. Даже в этом году, не испугавшись обещанных Олимпиадой в Пекине сложностей и ограничений, а также угроз заполучить малоизученный энтеровирус, тысячи наших соотечественников заполонили песчаные пляжи на берегу Бохайского залива, известного у нас как Желтое море. Преимущества отдыха в Бэйдайхэ во время отпуска изучал журналист «АП».БОРЬБА ЗА КАЖДЫЙ ЮАНЬБэйдайхэ, столь любимый россиян, бесполезно искать на карте мира, потому что это не город. Это курортный район небольшого по китайским меркам (всего два с половиной миллиона жителей) городка Цинхуандао. Кстати, именно в Цинхуандао пройдут олимпийские соревнования по футболу, что ознаменовано установкой футбольного мяча в три человеческих роста на одной из главных площадей. Сколько денег брать с собой в Бэйдайхэ, чтобы хватило на отдых и при этом не пришлось потом менять оставшиеся юани обратно на рубли – этот вопрос неизбежно встает перед каждым, кто отправляется в ближайшую заграницу. Мой совет: берите, сколько не жалко - в любом случае все юани вы оставите в Китае. Не думайте, что вы в целости привезете домой рубли и доллары, взятые «на черный день» - их вы поменяете в шопинговой горячке на юани и тоже потратите. Китайцы – мастера разведения на деньги, они будут отчаянно бороться с вами за каждый ваш юань. И победят. В Бэйдайхэ от излишней наличности вас легко освободят на первом же перекрестке. Стоит лишь остановиться возле торговца, чтобы купить сказочно дешевые персики на десерт. Сами не заметите, как уже руки оттягивают кокосы с торчащими из них трубочками, увесистая дынька и даже пахучий плод манго, в который ребенок по неразумию ткнул пальцем. На каждом углу - центры красоты и здоровья, массажные кабинеты и салоны красоты, где вам сделают все, включая массаж «огненный дракон» - с поджиганием масла прямо на вашей спине. Медсестра тут же проведет фотосессию и покажет вам на дисплее камеры: лежите вы, распластанный на массажной кушетке, с огненным гребнем вдоль позвоночника. Смотрится эффектно, поэтому придется прийти сюда второй раз – уже со своим фотоаппаратом. Массаж с огнем – от 200 юаней. СОЛНЦЕ И МОРЕ - БЕСПЛАТНЫЕБольшую часть бюджета отдыхающего, как правило, съедают экскурсии. Лично меня туроператор, продающая путевку, заверила, что тысячи юаней нам с сыном хватит на экскурсии за глаза. Я ей почему-то поверила. Но когда в первый же день в Харбине, еще только по пути к морю, мы потратили на экскурсии 600 юаней, я поняла, что кто-то явно недооценил способности китайцев по выкачиванию денег из туристов. «Ничего страшного, - беспечно подумала я. – Позвоню в Благовещенск, Western Union – мгновенный перевод денег в любую точку мира».Но представитель турфирмы в Бэйдайхэ быстро охладила мое упование на честность рекламы: «Ага, в любую точку мира, кроме Китая. Китайцы по этой услуге с иностранцами работают очень неохотно. По крайней мере, никому из наших туристов быстро получить деньги не удавалось». Поменять валюту в Бэйдайхэ предлагают невыгодно - по четыре рубля за юань (в благовещенских банках – по 3,3 – 3,5 рубля за юань). «Да ладно, - подумала я. – Солнце и море бесплатные, что касается удовольствий – будем искать самые доступные». Таковыми оказались: вполне сносное мороженое по юаню за штуку (правда, надо смотреть в оба, чтобы не вынуть из обледеневшего лотка гороховое или фасолевое), персики, сливы и абрикосы по два юаня за полкило, а также автобус по Бэйдайхэ (без кондиционера - один юань, с кондиционером – два). На Жемчужном рынке, на втором этаже, нашлись специальные отделы, где продают все сувениры по десять, пять и даже два юаня. Если есть желание пошопинговать, но средства ограничены, то там вполне можно отвести душу.
НА ЧТО ПОХОЖ ЖАРЕНЫЙ ОСЬМИНОГ
Кафе и ресторанчики морепродуктов изобилуют выставленными прямо на улице аквариумами с креветками, медведками, осьминогами, кальмарами и прочими морскими гадами. Издали завидя это изобилие, ребенок галопом несся к аквариумам и тыча пальцем в стекло, с восторгом наблюдал, как перепуганный явлением светловолосого мальчика осьминог выпускает фиолетовые чернила. И тут же к нам таким же веселым галопом несся смуглый китаец с сачком – чтобы немедленно ловить и жарить с сельдереем перепуганного осьминога. Ткнули в него пальцем – значит, мы его выбрали. Отчаянно машем руками. «Меню? - интересуется китаец. – Скидка можно!»Пришлось во избежание недоразумений выучить две фразы: «во яо тхань» (я хочу посмотреть) и «и хоу» (потом). Кстати, осьминога жареного с сельдереем мы все же отведали. «Похоже на жвачку», - не стал лукавить сын. Деликатесные морепродукты стоят от 35 - 40 юаней за порцию, обычные блюда, типа «тисанчи» - втрое дешевле. Дороже обходятся «Мак-Дональдс» и «Итальянская пицца». В меню кафе русской кухни есть борщ, блины и пельмени в горшочках, там обед обойдется в 50 юаней на едока. РАЗМЕР ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕЦена на посещение достопримечательностей, как правило, стандартная – 100 юаней с туриста. Если с вами ребенок ростом до 120 сантиметров, его пустят бесплатно. Если его рост от 120 до 140 см, то ему придется купить детский билет (50 или 60 % от стоимости взрослого). Если же чадо, не взирая на возраст, переросло планку 140 см, платите как за взрослого. В Китае смотрят не на год рождения, а на реальные размеры ребенка. Миниатюрным быть выгоднее.Платить туристам приходится не только за билеты экскурсии, но и за автобусное обслуживание – по 40 юаней с человека. Здесь на рост уже не смотрят.
Зато он может стать препятствием в центрах развлечений. Например, в парке развлечений в Наньдайхэ (вход – сто юаней) 12-летнего мальчика из нашей группы не пустили на взрослые аттракционы, поскольку не дорос, и прогнали с аттракционов для малышей – слишком взрослый. Разумеется, после того, как он выстоял 20-минутную очередь на каждый из аттракционов. Но все огорчения на отдыхе быстро забываются. Потому что россияне едут в Бэйдайхэ искать ответ на вечный вопрос: почему море Желтое, если оно синее? Юлия Климычева пишет: 28 Авг 2009 в 16:32 ЭКОЛОГИЯТАИНСТВЕННЫЙ ОСТРОВ В ЯПОНСКОМ МОРЕЖурналистка «АП» испытала на себе магию острова ПетроваНа острове Петрова автор этих строк оказалась как участник семинара экологических журналистов Дальнего Востока, который проходил с 13 по 17 августа в Лазовском заповеднике в Приморье. Доступ туристов на этот кусочек суши в 33 гектара, отделенный от берега 700 метрами моря, ограничен, и весьма немногие даже из приморцев могут похвастаться, что побывали здесь. Мы сидели на берегу моря и смотрели на остров. Он то прятался от нас в дымке тумана и казался недосягаемым, то, наоборот, в лучах солнца четко проступали его скалистые берега, на которых морем и ветром были выточены из камня гигантские профили. Эти сфинксы издалека поглядывали на нас, словно звали к себе и хотели сообщить некую тайну. «Если с погодой не повезет и на море будет волна, на остров не попадете», - пугали нас старожилы. Но нам повезло. На остров нас доставила дребезжащая моторка. Поднявшись по склону, щедро усыпанному шиповником-сахалинкой (плоды величиной с яблочки-ранетки), мы вдруг оказались в сумраке реликтовой тисовой рощи. Деревья, которым от 1200 до 1500 лет, весьма причудливо сплели свои кроны, и ощущение, что входишь не в лес, а в храм, возникает даже у закоренелых атеистов. Виталий Старостин, замдиректора ФГУ специнспекции «Тигр», связан с Лазовским заповедником и островом Петрова более 40 лет. - Не хочется выдумывать новых легенд, старых хватает. У нас в заповеднике однажды работал биолог, который на месяц поселился на острове, - рассказывает Виталий Старостин. - Он поставил цель зарисовать тисовую рощу. Выверял расстояния между деревьями, ставил кружочки на плане. Не брал во внимание яблони и другие быстрорастущие деревья, выросшие на свободном месте, чтобы внимательно изучить, где стояли погибшие тисовые деревья, которых сейчас нет. Соединив линии, он получил иероглифы, причем первый иероглиф, по единодушному мнение китаеведов, обозначает «дерево». Что хотели сказать люди, посадившие эту рощу? В том, что она посажена человеком, а не природой, Виталий Старостин не сомневается. Ни на соседнем острове Бельцова, ни на суше тисовых рощ больше нет, встречаются лишь отдельные деревья. Кто же оставил это дивное послание векам, разгадывать которое можно как минимум еще полтора тысячелетия (тис может расти до 3000 лет)? Возможно, это были илоу – представители древних племен, населявших долину Амура. Эти морские разбойники обосновались на острове, и по преданиям, илоу использовали рабский труд. С тех времен сохранился рукотворный каменный вал, окружающий остров, а также искусственная дамба, по которой можно было дойти едва ли не до берега. Правда, насыпь эта заканчивалась в 150 шагах от суши – на расстоянии полета пущенной стрелы. Военную хитрость илоу сегодняшние скептики считают легендой. Но о том, что остров в древности был обитаем, говорят находки – каменные орудия, черепки, наконечники стрел. Еще одна тайна острова Петрова – семь родников с кристально чистой пресной водой. Остров со всех сторон окружен морем и, по мнению ученых, пресной воды на нем быть не может. Однако, бьет ключом, и на вкус кажется волшебной. И сразу веришь в легенду о китайской принцессе династии Цин, которую в шелковом паланкине на деревянных носилках приносили сюда для омовений, благодаря чему она до глубокой старости сохранила свою молодость и красоту. Впрочем, когда я, изогнувшись в три погибели, наконец-то коснулась губами воды в источнике, хитрость принцессы стала мне понятна. Это такая гимнастика, что поневоле похорошеешь. Остров Петрова – рай для ботаников. На небольшом клочке суши сконцентрировано огромное количество разнообразных растений, характерных для самых разных природно-климатических зон.
Здесь растут липы, которые непостижимым образом сплетаются с тысячелетники тисовыми деревьями. Бархат амурский с пробковой корой, удивительно мягкой на ощупь, соседствует с актинидией (на основе которой австралийские селекционеры вывели киви). Здесь растут женьшень и элеутерококк, лимонник и аралия. На острове живут белки. Когда они плывут сюда по морю с материка, их хвосты задраны вверх и торчат из воды, как трубки аквалангов. Не раз возле острова были замечены и морские млекопитающие – сивучи, сейвалы. Однажды здесь наблюдали не менее сотни мигрирующих дельфинов. Но чаще, к сожалению, наблюдают браконьеров. К острову подходит ржавый катерок без номеров, «черный дайвер» в водолазном костюме быстро погружается в пучину, чтобы вернуться с полной сеткой морских ежей, гребешков и других деликатесных обитателей моря. По словам сотрудников заповедника, браконьеров не пугает, что они находятся в заповедной зоне. Даже если их поймают с уловом – штраф составит от одной до двух тысяч рублей, да и то после судебной процедуры. Инспекторы больше бензина сожгут, чем бюджет получит. И все равно, несмотря на явления современных последователей древних илоу – морских разбойников – по острову хочется ходить часами и смотреть по сторонам. Изредка забредая на головокружительные смотровые площадки, стоять и слушать шум волн, бьющихся о скалы. И смотреть, как большие черные бакланы расправляют крылья и сушат на ветру свои смоляные перья. Как тысячу лет назад, и две, и три… И миг сливается с вечностью.Юлия Климычева. Приморский край. Добивка«Хрустальный женьшень» - у «АП»Журналист «АП» Юлия Климычева стала победителем Дальневосточного конкурса экологической журналистики «Живая тайга – 2009» в номинации «Экологический туризм» за цикл публикаций о Муравьевском природном парке. Приз конкурса – «Хрустальный женьшень» – есть теперь и в редакции «АП». Учредители конкурса: Всемирный фонд дикой природы (WWF) – Россия, Общество сохранения диких животных (WCS), фонд «Феникс», Союз экологических пресс-клубов Дальнего Востока, Департамент Росприроднадзора по ДФО. Фото Юлия Климычева, Иван Егорчев. лебедева Зацкая пишет: 28 Авг 2009 в 23:03 НИКТО НЕ ЗАБЫТПодвешенные в интернетовский эфир романы и повести неожиданно швыряют мне письма читателей, которые, оказываются, родственниками моих литературных упражнений.
Так москвичка Людмила Сергеева оказалась родственницей маркиза Девильнева, бывшего Томского коменданта, и даже прислала мне его портрет, заснятый ею в родовом замке на острове РОДОС портрет самого Девильнева, а может, его прадеда, не знаю точно, но видно, что, помещенный в каменной нише, портрет очень древний. Сергеева грозится перевести с итальянского родословную славного квалера-масона.Вот, что пишет: «Уважаемый Борис Николаевич! К сожалению, отправляю Вам только фотографию портрета Великого Магистра Де Вильнева (просто не хватает на работе времени). Я ее сделала, когда мы бродили по рыцарскому замку, в зале магистров было темновато, но как уж получилось… не обессудьте. Под портретом даты его службы на посту Великого Магистра. В следующем письме - тот же портрет только немного с другого ракурса, может быть чуть лучше видно будет. К слову, пока я этого нигде не видела в печатном виде, но экскурсовод нам рассказал такое - по приказу Де В. для местных жителей была построена новая деревенька (как часть города), которую назвали Villa Nova в честь Де В. Кроме того - и это интересно (со слов экскурсовода) - оккупанты, каковыми были в нашем понимании рыцари Святого Ордена Иоанна, сделали для местного населения очень много хорошего, в т.ч., когда Ордену пришлось эвакуироваться полностью после проигранного сражения с турками и перебазироваться, по-моему, на Кипр, они взяли с собой ту часть населения Родоса, которая не хотела оставаться под турками, а это не так уж просто было, как я понимаю. Если это придумано, то не моя вина, а нашего экскурсовода. :-))) Все, больше не могу, надо работать. До связи :-))). С уважением, Л.Сергеева (l_sergeeva@mail.ru) Best regards, L.Sergeeva (l_sergeeva@mail.ru)»Другая корреспондентка оказалась родственницей Михаила Зацкого, с которым я работал в газете в Ашхабаде, причем жили мы с ним в одной землянке, снимали ее у местных жителей. По пьянке Зацкой немало мне говорил, что он из богатого северного рода. Я включил Мишу в некоторые свои повести. И что же? Получил от незнакомой жительницы Петербурга просьбу: рассказать, все, что знаю о Зацком. Я и рассказал о нашей ашхабадской жизни с Мишей, и послал еще в дар диск со своими песнями и романами. И вот незнакомая мне Зацкая включает меня в поиск ее родственников: «Уважаемый Борис Николаевич, спасибо за подарок, присланный Вами. Извините за молчание, но меня целую неделю не было в городе, поэтому Ваш подарок получила только сегодня 25 августа, хотя письмо в Санкт-Петербург пришло 17 августа. Очень приятно было услышать Ваш голос. Впечатлениями делиться пока рано, так как не прочла еще Ваши романы – думаю сделать это в ближайшие дни. Не знаю, как Вас отблагодарить за Ваше внимание ко мне. Может Вас, заинтересует мой рассказ о семье Зацких, которую революция разбросала по всему миру: Голландия, США, Канада, Уругвай Россия (Санкт-Петербург, Новосибирск, Иркутск, Барнаул, Москва и Мончегорск). Теперь немного истории… Семья Зацких до революции жила в уездном городе Порхове. Семья состояла из четырех братьев: Петра, Ивана, Николая и Дмитрия. Братья относились к купеческому сословию, но им было мало торговли – их интересовала промышленность, поэтому вначале 1900 годов они имели уже три завода: кожевенный, кирпичный и известковый. Кроме этого старший брат Петр Петрович был городским головой Порхова на протяжении 20 лет (до 1918 года), а в 1850 годах этот пост занимал его дед. Дети Петра Петровича и Ивана Петровича учились в Москве и в Санкт-Петербурге, часть из них уже закончили учебу и работали. Но наступил 1914 год и тех и других мобилизовали (я имею в виду молодых людей мужского пола), т.о. они стали офицерами царской Армии, а что дальше … Вы и сами лучше меня это хорошо знаете. Кто стал белым офицером, кто – революционером. А остальные? Малые и старые остались в России: кого расстреляли, кого посадили, кого сослали, кто сменил фамилию, кто бесследно исчез. До сих пор неизвестна судьба многих из них. Те, кто остались в живых, молчали о своем прошлом, старались свои детям о той другой жизни не рассказывать. Поэтому мы, потомки братьев Зацких, даже не знали о существовании друг друга, хотя догадывались о том, что есть родственники заграницей и в России. Слава богу, теперь можно об этом говорить и писать, а благодаря интернету - искать информацию. А той ниточкой, которая дает возможность раскрутить клубок неизвестности, является Ваш писательский труд. Благодаря Вашим книгам, очеркам, статьям, мы получаем ту информацию, которая впоследствии приводит нас к цели: восстановлению утраченных связей, удалению белых пятен, как в истории наших семей, так и в истории государства, в котором мы живем. Если Вас заинтересовал мой рассказ, пишите – продолжу. Еще раз благодарю Вас за Ваш труд и за Ваше внимание к людям. Татьяна Зацкая. tatvos@post.ruРS. Борис Николаевич, может у Вас есть связи в Иркутске? Может, Вы сможете помочь мне получить сведения о Николае Петровиче Зацком, который работал архитектором Иркутского краевого музея в 1937 году. В 1924 году он был женат на Набойкиной Ольге. Может у него в Иркутске остались дети? Я написала письмо в музей, но ответа нет. А как сделать запрос в прокуратуру, я не знаю. · · Зацкой Николай Петрович Родился в 1898 г., Петербургская губ., г. Порхов; русский; образование незаконченное высшее; беспартийный, близок к социал-демократам; Студент. Проживал: Москва. Арестован в мае 1924 г. Приговорен: 16 мая 1924 г. Приговор: 3 года Соловецкого лагеря. В 1927 амнистирован и отправлен в ссылку в Джелалабад Источник: Материалы к биографическому словарю социалистов и анархистов, НИПЦ "Мемориал” (Москва) · · Зацкой Николай Петрович Родился в 1898 г., Ленинградская обл., г. Порхов; русский; б/п; работал архитектором Иркутского краевого музея. Проживал: г. Иркутске. Арестован 28 октября 1937 г. Приговорен: Тройка при УНКВД Иркутской обл. 8 декабря 1937 г., обв.: по ст. 58-10 УК РСФСР. Приговор: 10 лет ИТЛ Реабилитирован 24 марта 1989 г. реабилитирован заключением прокуратуры Иркутской области Источник: Книга памяти Иркутской обл.»Что ж, есть у меня Иркутске знакомые, попробую их подключить к делу. Перекличка народов и поколенийВ Томске появился интересный любительский театр, в качестве одного из главных социальных партнеров которого выступает Томский политехнический университет. "МХАТу имени Чехова на Уржатке” всего четыре месяца, но его просветительский проект успел завоевать симпатии зрителей.Если театр полушутя - полусерьезно называет себя "МХАТом”, то должны же быть к этому какие-то основания! Они есть и хорошо просматриваются во всех спектаклях. Расшифровывается "МХАТ” так: махонький художественный асимметричный театр. А Уржаткой назывался старинный район Томска в устье Ушайки. Виктор Нилов и Леонтий Усов, художественные руководители проекта, решили Уржатку, а заодно и многое другое из прошлого, воскресить. Шутя и стройно переплетая прошлое с настоящим, наказ Бориса Годунова со стихами Бориса Климычева, заставляя гордиться томскими успехами и одновременно посмеиваться над собой, - а в итоге двигаясь в лодке истории дальше. Зрители, пришедшие в конце марта на Малую сцену Театра драмы, попали на мхатовский "Борисов наказ” будто бы в мир чудес. И многим захотелось как можно теснее слить свою жизнь с жизнью нашего древнего города и вселенной. Мхатовские спектакли представляют зрителю историю в немалом объеме, но делают они это весьма ненавязчиво. Причем фрагменты истории томского политеха всегда здесь на почетном месте. Познавательное значение таких спектаклей огромно. Видно, что авторов так и "распирает” рассказать зрителю все интереснейшие моменты из истории Томска, но они вовремя спохватываются и вспоминают, что слово и театр - те естественные механизмы, с помощью которых можно исследовать бытие и проникать в скрытые закоулки мира. И этот немой мир пробует голос, и словно веянием ветра, перекличкой птиц, рёвом зверя, шорохом листьев в стихах вырывается на волю. Вот так в "Борисовом наказе” поэзия и проза героя нынешнего спектакля Бориса Климычева, с его подлинным, смолистым языком сибирского писателя и поэта, Почетного гражданина Томска, позволяет нам робко приникнуть к иконе бытия. Творчество Климычева просится быть нарисованным или спетым, поэтому в спектакле так много музыки. В стихах незаметно накапливаются образы, а потом внезапно расцветает цветок или горит лист на ветру. И в этом жарком огне стихи русского поэта читает артист Анвар Халитов и десять студентов и стажеров из Института международного образования и языковой коммуникации ТПУ. Оригинальный ход сценария позволяет к перекличке поколений добавить своеобразную перекличку народов. Это столь интересно, что следует назвать имена выступавших: Лю Сяолинь, Мария Кристина Чиприани, Лю Шань, Чжан Сюй, Ли Бодун, Магда Шчепаньска, Чай Сун, Мунх Тогтох Дулгуун, Ли Вэньлуэ, Камило Силва Педро Пауло. Все они мастерски и оперативно подготовлены к выступлению кафедрой русского языка как иностранного. Кафедрой заведует Е.В. Михалева, а на спектакле представляла чтецов преподаватель А.В. Михеева.К ведущим Усову и Нилову в новом спектакле добавился президент "Чеховских Пятниц” Евгений Ковалевский, обладающий титулом немало-немного "Выдающегося путешественника России”. Он, к тому же, когда потребовалось, спел песню бывшего советского зэка Юза Алешковского о Сталине. Как всегда, блистал пародиями выпускник ТПИ скульптор Олег Кислицкий. И всё это прекрасно дополняли творческие коллективы МКЦ: народными песнями - ансамбль "Пересек” (руководитель Марина Аржанникова) и лирическими – студия "Отражение” (Татьяна Виноградова). В начале спектакля зрители увидели танец, впервые блеснувший на сцене в шоу "Мистер стиляга ТПУ”. Искрометный танец ставился исключительно для конкурсного шоу его участниками, но "МХАТу на Уржатке” они отказать не смогли. Как всегда, украсило спектакль выступление Клуба бального и спортивного танца ТПУ "Диамант” (Анатолий Новиков).Спектакль в областном Театре драмы стал вторым по счету представлением "Борисова наказа”. К герою спектакля Борису Климычеву присоединилась народная артистка России Тамара Лебедева. Ей 22 марта исполнилось бы 90 лет, и "МХАТ на Уржатке” вместе с театральным музеем (директор Татьяна Линяева) с любовью рассказал о творчестве талантливой актрисы, по праву назвав ее самой почитаемой томичкой второй половины XX века. Конечно, политехникам было приятно узнать, что приездом талантливой московской артистки в Томск город обязан Томскому политеху. В 1946-ом Тамару Павловну призвал в наш город ее родной брат, окончивший к тому времени ТПИ.Трогательно выступил в качестве певца сам Борис Климычев. Из 60-х годов прозвучал его "Причулымский вальс”, написанный им вместе с легендарным томским композитором Владимиром Лавриненко. Задавая тон спектаклю, рефреном звучали со сцены слова незримо присутствовавшего на спектакле великого Гоголя: "Так любить, как русская душа… Нет, так любить никто не может!” Впрочем, почему же незримо? На авансцене, напоминая о 200-летии со дня рождения гениального писателя, осязаемо расположились чудесные "Гоголи” Леонтия Усова. Целых четыре Николая Васильевича! О его малой родине напомнил песней "Ехал козак за Дунаем” Александр Булатов из "Чеховских Пятниц”. А скульптуры Леонтия Усова буквально на днях отправились в Москву на Всероссийскую выставку, посвященную 200-летию с дня рождения русского гения Николая Гоголя. Музыкально-поэтическая прогулка по славному городу Томску завершилась незабываемым дуэтом Бориса Климычева и совсем юной Вероники Шахтариной из "Маленькой Камераты”:Не томи меня, Томск, не томи, не тумань,Я влюблен в дорогую сторонкуГде-то есть Петербург, и Москва, и Тамань.А я сроду гуляю по Томску! В спектаклях томского МХАТа в ходе действия случаются накладки и нестыковки, но их и не может не быть по определению: театр играет практически без репетиций. Возникающие коллизии легко обыгрываются участниками, однако есть одно очень обидное упущение. Театр показывает рожденный в творческих муках спектакль один, от силы два раза, и от этого недостатка ему нужно избавляться.Бобрецов. Борис Климычев пишет:
20 Сен 2009 в 17:16 Борис КлимычевНА ДНЕ ТОМСКОЙ КНИГИ
Меня пригласили пойти на «день книги» в «Пушкинку». Я пришел, сижу, слушаю. Сперва, конечно, говорило начальство. Потом Ольга Геннадиевна Никиенко вызвала к столу меня. Говорит: - Борис Климычев, вы издаете книги за свой счет, расскажите… Я чуть под стол не полез: сатирический какой-то вопрос вышел. Да, мне делали макет для конкурса. Теперь этот макет ходит по рукам. Но книг за свой счет никогда не издавал, да наверное и не буду, я ведь не родственник Абрамовича. Я несколько лет не издавал книг, печатаюсь в журналах. Прийти к чиновнику, или к богатею, которые мало смыслят в литературе, и выпросить у них деньгу на книгу – одно дело. А в журнале есть редколлегия, редактор и критик. Там не каждого напечатают. А меня вот - берут! Мало того, иногда и небольшой гонорар платят. День журналов у нас не отмечают, а на этом дне книги владеющие лекционной речью товарищи выступали, вот де мы из мглы к солнцу прошли! Виват! Салют ! И всё такое, прочее… Мне было неловко вот: день томской книги, в мне и предъявить нечего. Нанес ущерб Томску! Потом глянул на стенды и успокоился. Вон золотыми буквами сверкают книги Геннадия Бурцева. Он иногда в год по три книжки издает, все оранжевого цвета и все – в золоте! Есть там и другие подобные авторы. Нет, за томскую книгу можно быть спокойными, количество книг в данном городе никогда не оскудеет. Я еще раз взглянул на стенды, и окончательно успокоился. На дне томской я был. Может быть даже на самом дне…вполне возможно. РОберт Карунин пишет: 20 Сен 2009 в 17:22 КЛИМ БОРИСОВНА ДНЕ ТОМСКОЙ КНИГИМеня пригласили пойти на «день книги» в «Пушкинку». Я пришел, сижу, слушаю. Сперва, конечно, говорило начальство. Потом Ольга Геннадиевна Никиенко вызвала к столу меня. Говорит: - Борис Климычев, вы издаете книги за свой счет, расскажите… Я чуть под стол не полез: сатирический какой-то вопрос вышел. Да, мне делали макет для конкурса. Теперь этот макет ходит по рукам. Но книг за свой счет никогда не издавал, да наверное и не буду, я ведь не родственник Абрамовича. Я несколько лет не издавал книг, печатаюсь в журналах. Прийти к чиновнику, или к богатею, которые мало смыслят в литературе, и выпросить у них деньгу на книгу – одно дело. А в журнале есть редколлегия, редактор и критик. Там не каждого напечатают. А меня вот - берут! Мало того, иногда и небольшой гонорар платят. День журналов у нас не отмечают, а на этом дне книги владеющие лекционной речью товарищи выступали, вот де мы из мглы к солнцу прошли! Виват! Салют ! И всё такое, прочее… Мне было неловко вот: день томской книги, в мне и предъявить нечего. Нанес ущерб Томску! Потом глянул на стенды и успокоился. Вон золотыми буквами сверкают книги Геннадия Бурцева. Он иногда в год по три книжки издает, все оранжевого цвета и все – в золоте! Есть там и другие подобные авторы. Нет, за томскую книгу можно быть спокойными, количество книг в данном городе никогда не оскудеет. Я еще раз взглянул на стенды, и окончательно успокоился. На дне томской книги я был. Может быть даже на самом дне…вполне возможно. РОберт Карунин пишет: 23 Сен 2009 в 18:47 Выразительное чтение Весна! Поэзия! Любовь… к русскому языку – вот из чего сложилось новое направление работы клуба «Жар-птица»: выразительное чтение. Под руководством кураторов Т.А. Демидовой и А.В. Михеевой студенты из Вьетнама, Италии, Китая, Монголии, Бразилии, Ганы раскрывают в себе таланты чтецов и, конечно, совершенствуют владение русским языком. Ребята знакомятся и с произведениями русских классиков, и со стихами томских поэтов. Передать смысл стихотворения со сцены нелегко и на родном языке, а для студентов-иностранцев задача усложняется многократно, но интерес и большое желание ребят приносят свои плоды. 5 марта 2009 года чтецы из Клуба русского языка «Жар-птица» приняли участие в поэтическом спектакле «Борисов наказ», организованном любительским театром «МХАТ имени Чехова на Уржатке» под руководством Виктора Нилова и Леонтия Усова. Студенты Лю Сяолинь (Китай), Мария Кристина Чиприани (Италия), Лю Шань (Китай), Чжан Сюй (Китай), Ли Бодун (Китай), Магда Шчепаньска (Польша), Чай Сун (Китай), Мунх Тогтох Дулгуун (Монголия), Камило Сильва Педро Пауло (Бразилия), Ли Вэньлуэ (Китай) исполняли стихотворения известного томского поэта Бориса Климычева, порадовав самого автора и всех зрителей любовью к русскому слову. Сотрудничество Клуба с «МХАТом |
|
Всего комментариев: 0 | |