Форма входа |
---|
Block title |
---|
Block content |
Календарь |
---|
Друзья сайта |
---|
|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 2 Гостей: 2 Пользователей: 0 |
17:29 ТОЛЬКО Я В ДЕРЕВНЕ |
Борис Климычев …ТОЛЬКО КЛИМЫЧЕВ В ДЕРЕВНЕ Мне дали на отзыв томскую детскую газету «Штудия». Прочитал прозу и стихи в этом номере газеты. Мне понравились и стихи, и проза. Выделить одних означало бы как-то огорчить других. У всех есть что-то интересное. Я написал для газеты интервью. Я вспоминал свою литературную судьбу и думал — что же главное в стихах, в прозе? Думается — это самобытность. Можно молодому учиться на любимых образцах, но чем раньше в его творениях проглянет не заёмное, тем лучше. Нужно суметь критически посмотреть на созданное тобой. Если ты в восторге от всего, что ты написал, значит, ты уже не двинешься дальше. И ещё. Мы живём в области, где всего-то миллион жителей, вместе с грудными детьми, слепыми старцами и теми людьми, которые никогда в жизни не брали и не возьмут в руки книгу. На вечера поэзии, как я заметил, являются обычно те самые люди, которые сами и пишут стихи и прозу. Трудно выйти из Томска на всероссийский уровень, для этого надо жить в Москве. Можно, напечататься и в престижных журналах или войти в столичную антологию, как было со мной, и всё равно тебя не заметят, потому как живёшь не в Москве. Там свои круги, тусовки, которые весьма характерно описал Эдуард Лимонов в своём произведении «Книга мёртвых». Он приводит образцы стихов столичных корифеев — смоггистов и прочих «истов». Ей богу, в наших литературных объединениях последние графоманы пишут гораздо интереснее! А те - пожалте — знаменитые! Чего же сам-то я в столицу не переехал? В 1938 году моего отца забрало НКВД, В 1941 году он погиб на фронте. Я узнал голод и холод. Работать пошёл в 12 с половиной лет. Служил в армии на Дальнем Востоке, затем восстанавливал Ашхабад после землетрясения. То подвертывалась жестокая болезнь, то несчастная любовь. Вернулся в Сибирь. Более 20 лет проработал в деревнях, в сёлах. По почте посылать рукописи в столицу почти бесполезно. Грустное слово — «самотёк». На стихи не отвечали, а повести и романы до Москвы просто не доходили, попадая в местный КГБ. Наш Томск ведь в Америке звался Атомском. И в толстенной рукописи специалисты-разведчики, очевидно, искали шифр. Став членом СП, руководителем, я и «командирую» наиболее одарённых ребят в столицу. И никто назад не вернулся. Наши сибиряки часто находятся как бы в вакууме. На страницах центральных литературных изданий обычно мелькают одни и те же фамилии. Стремятся там кого-то открыть или же, наоборот, закрыть. Однажды я даже стишок написал: Вот выдуют мыльные там пузыри, И критик берется за дело: — Глядите-ка, глянец! Оттенки зари! А как запузырено смело!.. Видимо, нигде в мире нет такой дикой, искусственной централизации литературного процесса, как у нас. И это наследие тоталитарных режимов. Удобно ведь иметь под боком у Кремля, по соседству с карательными и административными органами всех писателей, критиков и т.п. Вот и сгрудились в Москве и руководство Союзов, и все крупнейшие журналы, издательства, радио и телеканалы. И руководят Союзами, журналами, издательствами, понятно, тоже писатели, со всеми вытекающими из этого последствиями. Говорят иногда: « Все писатели в столице, только Шолохов в станице», совершенно забывая о том, что в станицу он перебрался после того, как издал в столице книгу, обеспечившую ему славу. То же было и с Виктором Астафьевым, известным он стал, когда учился в Москве, а потом можно было и на родину уехать. И вот, потеряв свой шанс, я наших одаренных авторов уговариваю вовремя в центр перебираться. Сейчас на высших литературных курсах в Москве учится Дмитрий Федотов. Второй год в столице и — успех! Издательство «Вече» совместно с издательством «Дрофа» выполнило президентский проект «Стотомная библиотека отечественной классики для школьников». В первый двухтомник вошло произведение и нашего Димы. Долго мне пришлось уговаривать переехать в столицу томскую поэтессу Ольгу Рычкову. Немало помогал ей, правил немудреные вообще-то стихи, пристраивал в печать. Ехать она боялалсь. Убеждал: переедешь, и квартира образуется, и знакомства сами собой возникнут. Так и вышло. Очень скоро стала выступать на страницах журнала «Знамя» и в газете «Литературная Россия». И что же она прежде всего там написала? «В Томске — поэтов нет!». Ну, понятно, раз она из Томска уехала, так и поэтов здесь не стало. По её словам получается, что я не только не помогал ей, но вроде даже и мешал. Оригинально! И всё-таки я по-прежнему советую молодым одаренным поэтам ехать в Москву. Езжайте, завоевывайте столицу, становитесь известными, но не задирайте нос, не плюйте через губу на тех, кто остался в Томске. А возможно, кто-то из перебравшихся в столицу ещё и поможет землякам-томичам. ЕСЛИ ВСЕ ЭТО НЕ ЕСТЬ ЧИСТАЯ ИСТИНА, ПУСТЬ МЕНЯ ШАРАХНЕТ МОЛОНЬЯ! |
|
Всего комментариев: 0 | |