Форма входа |
---|
Категории раздела | |||
---|---|---|---|
|
Block title |
---|
Block content |
Друзья сайта |
---|
|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Главная » Статьи » Статьи Юлии Борисовны Климычевой |
Нераскаянный грех держит душу в состоянии смерти Как подготовиться к первой исповеди и причастию, как отличить смертный грех от мелких проступков — советы дает священник Первая исповедь — сродни подвигу. Мирскому человеку очень непросто совершить над собой усилие и осознать свои грехи, а тем более — произнести вслух, чтобы освободиться от них. Таинство покаяния и таинство причастия — как к ним подготовиться и какую роль они играют в нашей жизни? Об этом рассказывает секретарь Благовещенской епархии протоиерей Олег Волочай. Обмануть Бога невозможно — Если человек впервые пришел на исповедь, что ему делать — куда встать, куда денежку положить? — Это все не столь важно, особенно насчет денежек. Главное — он должен подойти к священнику и спросить, как можно исповедоваться. Если он пришел во время службы и видит, что идет исповедь, надо подойти к батюшке, который исповедует. Если много желающих исповедоваться, много причастников, тогда лучше дождаться окончания богослужения и уже тогда поговорить с батюшкой. Заблуждение многих людей, которые пришли в храм впервые — они думают, что священник должен все бросить и заниматься только ими. Это неправильно. Если у вас есть потребность в подробной беседе со священником, лучше прийти на вечернее богослужение, после которого можно спокойно поговорить с батюшкой и более полно излить свою душу. — Бывает, что говорить о своих грехах очень стыдно. Что будет, если что-то утаить? — Чаще всего люди утаивают грехи из-за ложного стыда. А если сознательно что-то утаить на исповеди, то это будет сугубый, то есть еще более тяжкий грех, ведь обмануть Бога невозможно. Чем глубже и доскональней исповедь, тем больше очищаются сердце и душа человека. Чем больше греха выплескиваем из себя, тем больше благодати Божией вмещаем. Господь в нечистое не войдет. Чем больше очистим свое сердце, тем больше места мы освобождаем для Господа. — Многие говорят: я не убиваю, не краду, в чем мне каяться? О каких грехах нужно говорить на исповеди? Как определить, какие грехи важные, а какие мелкие, чтобы не беспокоить Господа по пустякам? — Мы склонны квалифицировать грехи как тяжкие смертные и мелкие житейские. Это большая ошибка. Это человек придумал, чтобы ему было удобнее себя самооправдать — все сплетничают, все осуждают, поэтому я не хуже других. Грех — это преступление Закона Божиего. Вот мы говорим «смертные грехи» — а почему они так называются? Потому что каждый нераскаянный грех держит душу в состоянии смерти. Если человек с этим грехом умрет, он Царства Небесного не унаследует, душа погибнет. Чем мелкие грехи опасны — они копятся, и собирается такой гигантский пласт, который раздавливает душу. И человек заболевает — духовно и физически. В основе греха — наш эгоизм — Какие же грехи Церковь называет смертными? — Когда мы нарушаем Заповеди Христовы. Когда человек поклоняется Богу иному, то есть Бога истинного меняет на поклонение иным богам — увлекается суевериями, оккультными науками. Когда нарушается заповедь «не укради», «не прелюбодействуй», «не желай чего-то чужого», «не лжесвидетельствуй» (то есть не обманывай). В жизни чаще всего погрешают против седьмой заповеди — прелюбодеяние, к сожалению, становится бичом нашего общества. А в основе любого греха, как учат святые отцы, лежит наша гордыня, наш эгоизм. Мы ведь хотим, чтобы все было для нас — как нам удобно. И человек, как в народе говорят, слетает с катушек и думает только о себе. Поэтому и говорят, что православный человек должен быть в духовном трезвении, сопоставлять свои поступки и замыслы с Законом Божиим и волей Божией. Это непросто, но православный человек черпает силы для такой работы в церковных таинствах исповеди и причастия. — Как правильно каяться — нужно просто называть свои грехи: нарушил седьмую заповедь, восьмую… Или рассказывать в деталях и подробностях? — Если священник захочет узнать подробности — как сам человек относится к совершенному греху, исправляется ли он, он спросит об этом. Разумеется, какие-либо пикантные подробности, как и называние имен-фамилий, на исповеди совершенно неуместны. Важно назвать сам грех, как человек его понимает. Если исповедующийся приходит и говорит: грешен во всем! — это избитая формулировка, которая показывает, что он совершенно не готов к исповеди. Такого батюшка отправит подготовиться получше. — На бумажке можно грехи записать? — Можно, причем не только пожилым людям, но и всем. Часто бывает, что верующий продумает и оплачет свои грехи, и уже знает, что будет говорить на исповеди, а подойдя к священнику, чувствует, что в голове пусто. И грехи останутся нераскаянными. А шпаргалочка поможет их вспомнить. Тайна исповеди священна — Насколько сохраняется тайна исповеди? — Правило тайны исповеди соблюдается свято и неукоснительно. Священник, нарушивший тайну исповеди, извергается из сана. — А если покаялся преступник, замышляющий злое дело? Если священник должен нарушить тайну исповеди ради спасения других людей, разве он этого не сделает? — Такой вопрос рассматривался на архиерейском соборе в 2000 году, когда разрабатывались основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Такой вопрос был поднят. И священноначалие пришло к выводу: если священник на исповеди узнает, что готовится убийство, теракт, насилие в отношении других людей, то он имеет право обратиться в соотвествующие органы. Но при этом он не называет человека, от которого стала известна эта информация. В этом случае, когда на чаше весов человеческие жизни, нарушения тайны исповеди не будет. Но это умозрительная ситуация. Мне доводилось принимать исповеди заключенных. Если закоренелые убийцы в чем-то и каются, что уже в совершенных грехах, а не в будущих. — Иногда исповедоваться трудно, потому что люди стоят близко и все слышат. — Обычно батюшка просит отойти людей на шаг-два назад. И исповедующегося просит говорить потише. Не волнуйтесь, посторонние лишнего не услышат — им сам Господь уши закроет. — Лучше исповедоваться у одного и того же батюшки или к кому попадешь? — Святые отцы учат, что лучше выбрать духовника, но если его нет, то ничего страшного, если вы будете исповедоваться у разных священников. Если получите у какого-то священника утешение, можно попросить его стать вашим духовником. К причастию — натощак — К причастию нужно приходить только натощак? — Если вы пришли только на исповедь, и причащаться в этот день не будете, то натощак необязательно. Но если после исповеди будете причащаться, то тогда приходите натощак. Впрочем, и для причастников есть исключения. Если человек страдает, например, диабетом и вовремя не поест, он может и сознание потерять. Таким людям по немощи их дозволяется перекусить. Разумеется, не шашлыком и не яичницей с беконом, а чем-то попроще — съесть кусочек хлеба с чаем. Но на исповеди нужно обязательно об этом сказать батюшке. — Правильно ли считается, что если вы решили утром идти к причастию, то накануне после 12 ночи уже нельзя ни есть, ни пить? — Да, есть такая традиция, что после полуночи — ни глотка воды. Но это, конечно, если здоровье позволяет. — Еще говорят, что даже зубы нельзя чистить. — Зубы перед причастием чистить можно. А вот после него в этот день от чистки зубов нужно воздержаться. Человек должен сберечь в себе приятого Христа и физически, и духовно. В этот день причастившимся нельзя ругаться, скандалить, проявлять какую-либо несдержанность. Читаем правила — Почему нужно сначала отстоять вечернюю службу, разве утренней недостаточно? — Потому что у нас суточный круг богослужений. Литургия — апофеоз суточного богослужения, вечеряя и утренняя службы предваряют верующих к служению Божественной литургии, к святому причастию. В суточном круге богослужений заключено все Священное Писание. То, что было до Рождества Христова, само Рождество и вся жизнь Христа, все ее события — все символически заложено в этом богослужебном круге, в тех обрядовых действиях, которые совершают священники на вечерней и утренней службе. Если вы пришли на вечернюю и утреннюю службы, вы становитесь соучастником всех библейских событий. — Но ведь нужно еще и дома готовиться к таинствам исповеди и причастия, правила вычитывать. — Правило к Святому Причастию состоит из четырех канонов и молитв ко Святому причастию. Начинающим тяжело все это правило за один вечер выполнить. Мирскому человеку можно разбить подготовку на несколько дней и вычитывать по канону за вечер. Если есть духовные силы — можно и в один день. — Это обязательная подготовка, без нее никак не обойтись? — Можно и не молиться, но тогда какой смысл подходить к церковному таинству? Для начинающих это тяжело, бесспорно. Поэтому возьмите благословение у священника — если недостает сил прочитать молитвенные правила целиком, пусть батюшка разрешит вам прочесть хотя бы один покаянный канон. Лучше сократить с благословения священника молитвенное правило, чем прочитать его полностью, но так, что ни в уме, ни в сердце ничего не останется. Но потом, постепенно, по мере духовного возрастания, прийти к тому, чтобы готовиться к таинствам как положено. Перед чашей не крестятся — Как подходить к чаше? — Когда священник выносит чашу и читает молитву «Верую Господи и исповедую», причастники стоят и эту молитву слушают. Когда вы подходите к чаше, руки нужно крестообразно сложить на груди — в знак смирения в очах Божиих. Перед чашей уже не крестятся и не кланяются. Когда подошли к чаше, называете имя, данное в крещении. Причастившись Святых Христовых Таин, нужно поцеловать низ чаши (потира), как бы целуя ребро Спасителя, которое было пробито копьем и из которого истекли кровь и вода. И затем причастники идут «на запивку». — Это что за традиция? — Она идет из византийской Церкви. После таинства нужно ополоснуть рот, чтобы там не осталось частички Тела Христова. Поэтому в ковшец наливают вино, разбавленное водой, и предлагают причастникам вместе с кусочком антидора (особого хлеба). Символически это называется «омыть уста». После этого причастник может прикладываться к иконам и кресту. Отдельно Таинство за конфетку — неправильно — Как подготовить ребенка к первой исповеди, как объяснить, в чем каяться? — Это непросто. Нужно ребенку довести до сознания, что любое плохое дело, которое он делает, любое плохое слово, которое он произносит — это то, что может Бога рассердить. А если Господь рассердится, то будет плохо и неуютно и ребенку, и его родителям. Нельзя превращать таинство исповеди в формальность. Нельзя говорить: ты исповедуйся, причастись, а я тебе за это куплю сладости, игрушку или свожу в кино. Это все можно потом сделать. Но главное, чтобы ребенок сначала получил духовную радость от посещения храма. Нельзя ставить на одну чашу весов материальные вещи и таинство. — Как объяснить обычному светскому ребенку, зачем нужно исповедоваться и причащаться? — Думаю, что здесь нужно сыграть на желании ребенка вырасти хорошим, здоровым, достойным человеком. Чтобы мальчик вырос настоящим, крепким, здоровым мужчиной, он должен не только хорошо учиться и заниматься спортом, но еще быть духовно крепким, любимым Богом. А если он не будет любим Богом, то у него мало что получится. И девочки тоже хотят вырасти красивыми, умными, выйти замуж за хороших парней, чтобы потом их любили мужья и радовали дети. Все мы ходим под Богом, все что имеем — это от Бога. Поэтому давайте Бога благодарить и радовать. Чем? Да вот тем, что мы будем над собой работать духовно. Если мы что-то плохое сделали, согрешили, то надо у Бога в первую очередь просить прощения. | |
Просмотров: 1849 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |