Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [15]
Статьи Юлии Борисовны Климычевой [73]
"Заметки книжного обозревателя"Юлии Климычевой [40]

Block title

Block content

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика


    Онлайн всего: 8
    Гостей: 8
    Пользователей: 0
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Томское краеведение
    Четверг, 19.12.2024, 20:54
    Приветствую Вас Гость
    Главная | Регистрация | Вход | RSS

    Сайт памяти Бориса Климычева

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Статьи Юлии Борисовны Климычевой

    Николай Угодник под снежинкой

    В Харбине от русского присутствия осталось гораздо больше, чем может ухватить беглый взгляд туриста.   АП начинает цикл материалов «Русский Харбин», который поможет  амурчанам взглянуть на 10-миллионный мегаполис — столицу провинции Хэйлунцзян другими глазами и вспомнить о труде тысяч выходцев из России, чьими усилиями и волей возник Харбин  более 110 лет назад. 

    Если спросить амурского туриста, с чем у него ассоциируется Харбин, в ответ услышите стандартный набор: океанариум, телебашня, шопинг.  Мы знаем Харбин как стремительно развивающийся китайский мегаполис и гостеприимный туристический центр.  И сегодня трудно поверить в то,  что в непростой истории Харбина, насчитывающей 114 лет,  был  период, когда число выходцев из России в нем превышало количество  местного населения, а русская речь была общепринятой и звучала повсеместно.   

    Храм из цветов и льда

    Сегодня  в центре Харбина, на бывшей  Соборной площади, стоит стеклянный купол, увенчанный снежинкой. Туристы знают «Снежинку», как  ориентир, по которому можно найти «подземку» —   знаменитые подземные торговые ряды.  И многие удивляются, когда встречают под куполом, под самой снежинкой модель  православного храма в миниатюре. 

    Оказывается,  именно на этом месте, в центре  Соборной площади, до 1966 года стоял Свято-Николаевский собор, первый православный храм Харбина.  Это был настоящий шедевр храмовой архитектуры, он был заложен в 1899 году, сразу после основания Харбина.  Среди харбинцев ходила легенда, что храм построили на Вологодчине из местного дерева, а потом разобрали, как конструктор и снова собрали уже на берегах Сунгари.   Но документальных свидетельств нет.   По другой версии, его строили из сосновых карандашей, привезенных из Канады, потому что ни на Дальнем Востоке, ни в Сибири такого качественного строевого леса не было.  Храм называли «шоколадным», вспоминают   в своих мемуарах харбинцы,  из-за темных деревянных стен.  Спасибо китайским властям  за воссоздание этого архитектурного   чуда хотя бы в миниатюре — можно представить, каким он был на самом деле.

    — Образ Свято-Николаевского собора  возникает в Харбине то зимой, то летом, почем все ближе к своему историческому месту, —  говорит живущий и работающий в Китае приморец Сергей Еремин, активист Русского клуба в Харбине. —  Например, сейчас совсем недалеко от  Соборной площади  можно увидеть цветочную скульптуру в виде этого храма, а зимой  китайцы  вырезают его из глыбы  льда.  

    Стихийный Арбат

    Сергей Еремин в Русском клубе занимается историей, он проводит исторические экскурсии по городу для  желающих туристов.  О том, как начинался Харбин, он может рассказывать часами.

    Арбат  знаком всем без исключения — полуторакилометровая пешеходная улица, мощеная брусчаткой, начинающаяся  от Сунгари, полна бутиками и ресторанами  мировых брендов.   В последние годы на исторических зданиях, а их здесь сохранилось около 15,  появились мемориальные таблички.  

     Сто лет назад эта улица называлась Китайской, и появилась она стихийно.  Пока проектировщики вычерчивали планы Харбина и спорили, где пройдет главная улица,  группы китайцев и маньчжур  самовольно заселилась вдоль дороги, начинающейся от берега Сунгари.  Приказ «убрать колышки» начальника участка князя Хилкова, обычно отличавшегося крутым нравом, на этот раз почему-то  не сработал,  да и селиться китайцам где-то надо было. И на них махнули рукой.  Потом  глинобитные фанзы были заменены шикарными особняками, торговыми домами, гостиницами, зданиями банков и контор.  Китайская стала одной из самых красивых улиц Харбина, и остается ей сейчас. 

    От счастливой Хорватии до деревни Казаркино

    — У Харбина было несколько названий, — рассказывает Сергей Еремин. — Одно из них — «счастливая Хорватия»,  в годы работы первого управляющего КВЖД Дмитрия Хорвата  с 1903 по 1917 годы.   Потомственный дворянин и родственник Кутузова был удивительной личностью и прекрасным администратором.   Ему китайцы в 1916 году даже поставили бюст, где изобразили его  похожим на графа Толстого, и написали  слова Конфуция на двух языках: «Умение ладить со всеми — великий дар».  А его супруга была дочерью художника-акварелиста Бенуа.  КВЖД под руководством Хорвата развивалась,  а сам  Дмитрий Леонидович  был щедрым благотворителем.  Харбинцы обожали семью Хорватов.

    У города на Сунгари  было еще одно название, шутливое — деревня Казаркино, в честь первого харбинского полицмейстера донского казака   Михаила Казаркина.    Он прибыл в Маньчжурию с охранной стражей, присланной для защиты  КВЖД еще в 1899 году.  Казаркин был колоритной фигурой — огромного роста, с черной бородой, одна рука потеряна при подавлении восстания ихетуаней, при этом он был  общественно активным.  Харбинцы вспоминают, что без участия Казаркина не происходило ничего —  он заложил в центре города здание тюрьмы, он разбирал многие конфликты и расследовал кражи. И он же осуществил первую планировку района Пристани, когда инженеры устали от борьбы со стихийно расселявшимися  китайцами.  Именно Казаркину поручили создать улицы, перпендикулярные Китайской. Когда же после смерти полицмейстера   жители попросили назвать одну из улиц его именем, власти им отказали. Но  харбинцы не растерялись —  они собрали первые слоги заложенных  народных  кумиром улиц:  Казачья,  Артиллерийская,  Китайская, Новогородская. Получилось  Казаркино.

    Сейчас на улицах, перпендикулярных Арбату, шумят уличные кафе, где на маленьких жаровнях китайские повара готовят  морепродукты, и  где также можно отведать жареной саранчи и шелкопрядов.    

     

    Рифмы с Благовещенском

    Харбин  удивительно рифмуется с Благовещенском.  На пароходе «Благовещенск», арендованном у частного Амурского общества,  28 мая 1898 года  прибыли из Хабаровска в поселок Сунгари (так до 1903 года назывался будущий Харбин)   руководители Строительного управления во главе с С.  Игнациусом в сопровождении рабочих, служащих и казаков.  И этот день — 28 мая 1898 года, когда пароход «Благовещенск» причалил к берегу —  официально считается днем рождения Харбина.

    В Харбине есть магазин «Чурин» (Чулинь в китайском произношении), построенный по одному проекту с благовещенским магазином, где сейчас Центр эстетического воспитания.  Только  харбинский архитектурный  близнец не украшен скульптурами, как наш.

    Софийский храм, который стал визитной карточкой сегодняшнего Харбина — копия  взорванного в Благовещенске  в 30-е годы прошлого века Шадринского собора.

    И, наконец, сегодня  Амурская область и провинция Хэйлунцзян, Благовещенск и Харбин тесно сотрудничают, обмениваются делегациями и затевают общие проекты.  Амурские студенты учатся в харбинских вузах,  а благовещенские историки, филологи и журналисты исследуют  историю Харбина,  пишут о ней книги. 

    Сохранившиеся здания

    Мастерские КВЖД

    Сохранились два здания депо, водонапорная башня, и паровоз. Мастерские КВЖД были  оборудованы по последнему слову техники, об этом позаботился сам князь Степан  Хилков, известный в России строитель железных дорог,  с 1906 года -  помощник и первый заместитель управляющего дорогой. КВЖД строили по его технологии, когда укладывались временные рельсы, по ним подкатывались вагонетки с грунтом, его отсыпали и клали настоящие рельсы. Очень важное место для города, где КВЖД была градообразующей – здесь ремонтировали все технические средства, а могли, в случае надобности, и памятник отлить. Возможно, в здании депо китайские власти скоро откроют музей КВЖД.

    ХПИ

    Харбинский политехнический институт был основан в 1920 году. Это первый вуз европейского типа на китайской земле. Управляющий КВЖД  Дмитрий Хорват  понял, что после событий 1917 года инженерных кадров из России ждать не приходится, и надо их готовить на месте.   ХПИ создавали методом народной стройки – предприниматели давали  стройматериалы, либо приобретали оборудование. В институт принимали как русских, так и китайских студентов. Правда, китайцам приходилось сдавать дополнительный экзамен по русскому языку, чтобы потом понимать профессоров  — преподавание велось на языке россиян.  Сегодня ХПИ входит в десятку ведущих вузов КНР.

    Правление КВЖД

    Здание, где находилось правление Китайско-Восточной железной дороги. КВЖД была построена в 18971903 годы как южная ветка Транссибирской магистрали на следующих условиях: Россия строит на территории Китая железную дорогу и обслуживает ее, и  через 80 лет все это передает Китаю.  Данное здание, где размещалось правление КВЖД,  интересно своей архитектурой  и тем, что в  здании было оригинальное  печное отопление.   Внутри стен  были  особые полости, по которым шел дым из печей  ходам и грел помещение.   Сейчас перед зданием стоит  памятник Мао Цзедуну.

    Гостиница «Модерн» на Арбате

    Здание выстроено в европейском стиле русским предпринимателем Иосифом Каспе,  ресторан «Модерна» славился лучшей на Дальнем Востоке кухней. В 30-е годы прошлого века в большом здании  были не только номера отеля, но банкетные залы и даже кинотеатр.  Отель знаменит тем, что в  1936 году  в нем на две недели останавливался Федор Шаляпин, заехавший в Харбин в рамках дальневосточного гастрольного турне. Угловой номер 25 на втором этаже выходил окнами на Китайскую (сейчас — Арбат)  и Корейскую улицы.  Федор Иванович задержался в Харбине на 15 дней, поскольку приехал совершенно больным.  Концерт его  был долгожданным для харбинцев поистине триумфальным.

     

    Мой Харбин

    Ольга Аникина, руководитель паломнической службы Благовещенской епархии:

    — В Благовещенской епархии  создана  паломническая служба, и одним из первых маршрутов, разработанных нами, стал паломнический тур «Православный Харбин».  Почему возникла идея  организовать тур именно в этот город?  Конечно, это обусловлено и территориальной близостью и материальной доступностью — поездка в центральные регионы России  и  времени займет больше, и финансово обойдется дороже. Но не это главное — Харбин сам по себе интересен нашим паломникам. Я не раз раньше бывала в этом городе как предприниматель, и всегда посещала Покровский храм, единственную действующую православную церковь Харбина, встречалась с последним священником отцом Григорием Чжу. Мне  хочется подробнее узнать историю Харбина и поделиться ей с другими.

     

     

    Категория: Статьи Юлии Борисовны Климычевой | Добавил: carunin (23.08.2012)
    Просмотров: 610 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: