Форма входа |
---|
Категории раздела | |
---|---|
|
Block title |
---|
Block content |
Календарь | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Архив записей |
---|
Друзья сайта |
---|
|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
18:30 Оксана Чайковская. Поэта Бориса Климычева я впервые прочитала в детстве… | |
Когда уходят поэты, совсем иначе начинаешь воспринимать их творчество, по-новому перечитывать стихи, которые давно известны. Когда уходит пожилой, мудрый человек, который делился с тобой опытом, памятью, теплом своей души – всегда кажется, что ты что-то не успел ему досказать. Не успел его выслушать, не достаточно много уделял ему времени и внимания. С Борисом Николаевичем Климычевым я была знакома много лет, с самого детства. Сперва – издалека, как зритель, потом мы много общались, встречаясь в Томской Писательской организации. Услышав его выступление впервые на одной из творческих встреч с юными поэтами не то в библиотеке, не то во Дворце пионеров, я с интересом слушала его легкие, ироничные, быстро запоминающиеся стихи. И, вернувшись в школу, на отчете об этой встрече я прочла перед классом его стихи, особенно выделив запомнившийся мне тогда стих «Мультик-жультик». Рассказала в классе о томском поэте, которого тогда открыла для себя. И заинтересовалась его творчеством. В нашем любимом магазине «Искра» как раз оказалась в продаже изданная в столице тиражом 13 000 экземпляров его книга «Ключ любви». Я купила эту книжку, и прочитала внимательно с карандашиком, дала почитать подругам… Этот экземпляр, весь в карандашных пометках, до сих пор бережно хранится в моей домашней библиотеке, с 1985 года… В то время мне особенно нравились стихи о военном времени, когда Борис Климычев был подростком… Про военное кино, про то, как мальчишкой он заходил погреться в картинную галерею – очень трогательное стихотворение «Венера», - и про девочку с книгой, читающей Блока в военной голодной очереди за маленьким хлебным пайком… Про военный диктант… Многие, очень многие стихи в книгах Климычева помечены бледными карандашными галочками, попали в разряд любимых!.. Потом, придя в литобъединение Томь, и познакомившись с Климычевым лично, я несколько раз заходила и на заседания его литобъединения. Один из его студийцев, поэт Александр Кулагин, даже посвятил своему наставнику стих, где были такие строки «Борис Николаевич Климычев Дай Бог Вам не кануть в Лету… Две дюжины строчек вымучив, Мы к вам прибегаем в среду…» Климычев много работал сам, и молодым советовал больше писать, развиваться, пробовать. Не лениться! Встречая его в писательской организации, я с интересом слушала его рассказы о жизни, о детстве. С огромным любопытством нашла и прочла его автобиографическую повесть «Часы деревянные с боем…», эта книга помогла мне увидеть Томск, знакомые и мне места взглядом другого человека. И увидеть этого человека совсем другим, не пожилым, опытным, а еще ребенком, открывающим мир, постигающим жизнь в трудное время. Я привыкла знать и любить стихи поэта Климычева, но вскоре он перешел на прозу, и очень интересную. Правдивую. Автобиографичную. Написанную на материале, весьма интересном томичам, знакомом многим. А Борис Николаевич, несмотря на то, что вроде все всем про родной город известно, открывал для нас подробности малоизвестных страниц его давней истории. Рассказывал о НАШЕМ реальном городе, домах, мимо которых мы ходили, людях, которые в них жили. Я была поклонницей стихов Климычева, и прозу его тоже полюбила. Что-то покупала в магазине, что-то он мне дарил. И всегда с интересом ожидал отзыва – и устного, и письменного, в прессе. Не покривлю душой, если скажу, что каждая книга прозаика Климычева открывала для меня что-то новое. Например, книга «Странные приключения скромного томича». Она оказалась очень неожиданной, откровенной, в ней говорилось много о таком, о чем не принято было говорить вслух, писать в книгах. Тем более, автобиографических, не жалея себя. Не приукрашивая главного героя. С высоты своего возраста Борис Николаевич уже мог себе позволить говорить правду без купюр. Впрочем, он всегда себе это позволял. Его «Часы…» тоже далеки от лакировки действительности, не говоря уже о «Томских тайнах», когда-то, в перестройку, открывших нам новые имена и факты. Мне повезло знать Бориса Николаевича не только как читателю и современнику, но и как ученице. Он рецензировал мои рукописи, принимал к печати в журнал стихи и статьи, разбирал их, правил, советовал. Я рада, что мы часто общались, и он просто между делом рассказывал томские были и томские байки… Оказалось в детстве мы купались в одной и той же Ушайке, на одном и том же месте, но с разницей в 40 лет! Помню, как-то после выступления в «Пушкинке» во время недели детской книги, мы вместе шли обратно, к остановке. Много говорили о творчестве, о том, как надо лучше писать для детей, как вообще надо писать. Это был один из последних таких больших разговоров. Потом я еще читала его новые романы, писала о них в томской прессе, звонила писателю домой и делилась впечатлениями о прочитанной книге, видела его на мероприятиях и встречах в библиотеке… И мне хочется сказать главное – этот человек не зря выбрал непростой путь писателя. Он много важного успел сказать читателям. Нам это было очень нужно. Нам это помогло стать такими, какими мы стали. А книги Климычева я все храню. Думаю, мои дети до них дорастут.
Оксана Чайковская, Член союза Журналистов, Литсотрудник журнала «Персона Томск». | |
|
Всего комментариев: 0 | |