В Томске появился интересный любительский театр, в качестве
одного из главных социальных партнеров которого выступает Томский
политехнический университет. "МХАТу имени Чехова на Уржатке" всего
четыре месяца, но его просветительский проект успел завоевать симпатии
зрителей.
Если театр полушутя - полусерьезно называет себя "МХАТом", то должны
же быть к этому какие-то основания! Они есть и хорошо просматриваются во всех
спектаклях. Расшифровывается "МХАТ" так: махонький художественный
асимметричный театр. А Уржаткой назывался старинный район Томска в устье
Ушайки. Виктор Нилов и Леонтий Усов, художественные руководители
проекта, решили Уржатку, а заодно и многое другое из прошлого, воскресить. Шутя
и стройно переплетая прошлое с настоящим, наказ Бориса Годунова со стихами Бориса
Климычева, заставляя гордиться томскими успехами и одновременно
посмеиваться над собой, - а в итоге двигаясь в лодке истории дальше. Зрители,
пришедшие в конце марта на Малую сцену Театра драмы, попали на мхатовский
"Борисов наказ" будто бы в мир чудес.
И многим захотелось как можно теснее слить свою жизнь с жизнью нашего древнего
города и вселенной. Мхатовские спектакли представляют зрителю историю в немалом
объеме, но делают они это весьма ненавязчиво. Причем фрагменты истории томского
политеха всегда здесь на почетном месте.
Познавательное значение таких спектаклей огромно. Видно, что авторов так и
"распирает" рассказать зрителю все интереснейшие моменты из истории
Томска, но они вовремя спохватываются и вспоминают, что слово и театр - те
естественные механизмы, с помощью которых можно исследовать бытие и проникать в
скрытые закоулки мира. И этот немой мир пробует голос, и словно веянием ветра,
перекличкой птиц, рёвом зверя, шорохом листьев в стихах вырывается на волю. Вот
так в "Борисовом наказе" поэзия и проза героя нынешнего спектакля
Бориса Климычева, с его подлинным, смолистым языком сибирского писателя и
поэта, Почетного гражданина Томска, позволяет нам робко приникнуть к иконе
бытия.
Творчество Климычева просится быть нарисованным или спетым, поэтому в спектакле
так много музыки. В стихах незаметно накапливаются образы, а потом внезапно
расцветает цветок или горит лист на ветру. И в этом жарком огне стихи русского
поэта читает артист Анвар
Халитов и десять студентов и стажеров из Института международного
образования и языковой коммуникации ТПУ.
Оригинальный ход сценария позволяет к перекличке поколений добавить
своеобразную перекличку народов. Это столь интересно, что следует назвать имена
выступавших: Лю Сяолинь, Мария Кристина
Чиприани, Лю Шань, Чжан Сюй, Ли Бодун, Магда Шчепаньска, Чай Сун, Мунх Тогтох
Дулгуун, Ли Вэньлуэ, Камило Силва Педро Пауло.
Все они мастерски и оперативно подготовлены к выступлению кафедрой русского
языка как иностранного. Кафедрой заведует Е.В. Михалева, а на спектакле представляла чтецов преподаватель А.В. Михеева.
К ведущим Усову и Нилову в новом спектакле добавился президент "Чеховских
Пятниц" Евгений Ковалевский, обладающий титулом немало-немного
"Выдающегося путешественника России". Он, к тому же, когда
потребовалось, спел песню бывшего советского зэка Юза Алешковского о Сталине.
Как всегда, блистал пародиями выпускник ТПИ скульптор Олег Кислицкий. И
всё это прекрасно дополняли творческие коллективы МКЦ: народными песнями - ансамбль
"Пересек" (руководитель Марина Аржанникова) и лирическими
– студия "Отражение" (Татьяна Виноградова). В начале
спектакля зрители увидели танец, впервые блеснувший на сцене в шоу "Мистер
стиляга ТПУ". Искрометный танец ставился исключительно для конкурсного шоу
его участниками, но "МХАТу на Уржатке" они отказать не смогли. Как
всегда, украсило спектакль выступление Клуба
бального и спортивного танца ТПУ "Диамант" (Анатолий Новиков).
Спектакль в областном Театре драмы стал вторым по счету представлением
"Борисова наказа". К герою спектакля Борису Климычеву присоединилась
народная артистка России Тамара Лебедева. Ей 22 марта исполнилось бы 90
лет, и "МХАТ на Уржатке" вместе с театральным музеем (директор Татьяна
Линяева) с любовью рассказал о творчестве талантливой актрисы, по праву
назвав ее самой почитаемой томичкой второй половины XX века. Конечно,
политехникам было приятно узнать, что приездом талантливой московской артистки
в Томск город обязан Томскому политеху. В 1946-ом Тамару Павловну призвал в наш
город ее родной брат, окончивший к тому времени ТПИ.
Трогательно выступил в качестве певца сам Борис Климычев. Из 60-х годов
прозвучал его "Причулымский вальс", написанный им вместе с легендарным
томским композитором Владимиром Лавриненко. Задавая тон спектаклю,
рефреном звучали со сцены слова незримо присутствовавшего на спектакле великого
Гоголя: "Так любить, как русская душа… Нет, так любить никто не
может!" Впрочем, почему же незримо? На авансцене, напоминая о 200-летии со
дня рождения гениального писателя, осязаемо расположились чудесные
"Гоголи" Леонтия Усова. Целых четыре Николая Васильевича! О его малой
родине напомнил песней "Ехал козак за Дунаем" Александр Булатов
из "Чеховских Пятниц". А скульптуры Леонтия Усова буквально на днях
отправились в Москву на Всероссийскую выставку, посвященную 200-летию с дня
рождения русского гения Николая Гоголя.
Музыкально-поэтическая прогулка по славному городу Томску завершилась
незабываемым дуэтом Бориса Климычева и совсем юной Вероники Шахтариной
из "Маленькой Камераты":
Не томи меня, Томск, не томи, не тумань,
Я влюблен в дорогую сторонку
Где-то есть Петербург, и Москва, и Тамань.
А я сроду гуляю по Томску!
В спектаклях томского МХАТа в ходе действия случаются накладки и нестыковки, но
их и не может не быть по определению: театр играет практически без репетиций.
Возникающие коллизии легко обыгрываются участниками, однако есть одно очень
обидное упущение. Театр показывает рожденный в творческих муках спектакль один,
от силы два раза, и от этого недостатка ему нужно избавляться.
Анна СИДОРЕНКО, художник.
21 апреля 2009 года.
Газета «За кадры», Томский
политехнический университет.
|