Форма входа |
---|
Категории раздела | |
---|---|
|
Block title |
---|
Block content |
Друзья сайта |
---|
|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Главная » Файлы » Борис Климычев. Архив » Борис Климычев. Архив |
23.01.2010, 16:21 | |
СЕГОДНЯ КОМПЕТЕНТНО О ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ
В ПЯТНИЦУ литературному журналу «Сибирские огни» исполнилось 85 лет. По человеческим меркам это долгожитель, по меркам литературного мира — реликт. Пережив лихие 90-е, «СО» продолжают знакомить нас с настоящей сибирской и не только сибирской литературой. В свое время здесь выходили произведения Распутина и Астафьева, романы Шукшина и многое, многое другое… О судьбе и значении российских «толстых» журналов мы беседуем с директором «Сибирских огней» Владимиром Алексеевичем Берязевым
— Владимир Алексеевич, давайте начнем сразу с главного. Что сегодня происходит с российскими «толстяками»? У них остались запасы прочности или угасание становится близкой перспективой? — Эпоха «толстых» журналов, с успехом продлившаяся в России более двух веков, приходит к своему закату. Уникальное явление мировой культуры (уже независимо — либеральной или патриотической направленности) изводится под корень, и бесполезно рассуждать — есть ли в том чья-то злая воля или это происходит стихийно. За масскультом и рынком, конечно же, торжество стихии, но это стихия хаоса и агрессивного ничтожества. Я не верю в искренность Джорджа Сороса, за свой счет рассылавшего избранных «толстяков» по библиотекам России, но еще меньше верю в желание и способности нынешних «трубачей» сохранить и преумножить что-либо в нашей культуре. Все, что до сих пор удалось сохранить, свершилось вопреки этим ликвидаторам. — «Юность», «Дружба народов», «Иностранная литература»… Я помню, как в конце восьмидесятых эти журналы ходили по руками. Ими зачитывались, на них была очередь. Может быть, в падении престижа литературных журналов есть и их собственная вина? Что если попытаться выйти из привычного образа борцов за «высокую» литературу и найти разумный компромисс с беллетристикой? — Для того чтобы этот компромисс стал возможен, ситуация на книжном рынке должна в корне измениться. Дело в том, что журнал не может конкурировать с крупными московскими издательствами — чтобы печатать беллетристику, надо иметь, как прежде мы имели, тиражи по 200 — 300 тысяч. Я думаю, что к этому возврата больше не будет, и эти две ветви литературы никогда не соединятся. А что касается духовной, религиозной, философской, экономической и прочей публицистики, а также высокохудожественной прозы, поэзии, критики, то тут замены толстым журналам найти невозможно. Кроме того, во всем мире премии, общественное признание получает ХУДОЖНИК, то есть служитель высокого искусства, а вот работа беллетристов и иже с ними, плод труда коих измеряется категориями рынка, не вызывает такого восхищения и уважительного рассмотрения. Поэтому, если мы хотим говорить о сохранении русского языка, русской литературы, надо думать, как сохранить толстый журнал в России. — Издать сегодня книгу за свои деньги не так трудно. В чем тогда смысл журнальной публикации? — Напечатать свою книгу за какие-то небольшие деньги, от 10 до 50 тысяч рублей (в зависимости от объема), не представляет проблемы. Но есть большая разница между «самиздатом» и тем, когда книгу берется печатать толстый журнал, где работают профессионалы. У нас же нет сейчас ни ЛИТО, ни цензуры, ни каких-то преград. В этой ситуации мы являемся единственной цензурой, которая отделяет самодеятельность и графоманию от серьезной литературной работы, те самые зерна от огромного вороха плевел. — Могут ли толстые журналы и должны ли толстые журналы быть лабораторией? Или они должны быть товаром? — Они должны быть и лабораторией, и школой, и полигоном для битв, и трибуной для высказывания новых идей. А продекларированная и осуществленная в жизни концепция «книги-товара» потерпела в России полное фиаско. Сегодня налицо кризис перепроизводства, когда на складах по России лежит напечатанных книг на сумму более 40 млрд руб., терриконы именно книг-товара. Даже такие гиганты, как центральное издательство «Вече», испытывают затруднения со сбытом. Книга же, которая может быть полезна, тоже выходит, но тихо, скромно и небольшими тиражами, и, что самое плачевное, о ней трудно получить информацию, ее почти невозможно купить. У нас в городе есть два издательства, «Сова» и «Свиньин и сыновья», которые пытаются что-то делать в этом плане. — Вчера поэт Станислав Михайлов с горечью сказал, что все мало-мальски значимые литераторы из Сибири бегут и мыслят свою карьеру в Москве. Ваш журнал уже чувствует на себе недостаток талантливых авторов? — Последнее время мы ощущаем недостаток молодых авторов, пишущих стихи. Они есть, но уровень их, мягко говоря, невысокий. С другой стороны, заниматься поэзией стало не престижно. Что греха таить, сегодня наша профессия в зоне риска, когда за труд, за высокое мастерство не платят — значит, искусство мастера не востребовано обществом. И если в ближайшем будущем ничего не произойдет, то можно будет говорить об исчезновении профессии, потому что средний возраст профессиональных литераторов приближается сегодня к 60 годам. Уходят последние классики русской литературы, Астафьева уже нет, Распутину недавно исполнилось 70 лет — это говорит о том, что мы подошли к какому-то порогу. Что будет дальше?.. Не исключено, что появится госу- дарственный заказ. — Но в этом есть своя опасность… — Да, но мы знаем, что государственный заказ при советской идеологии не стал преградой для появления великой литературы, которая сегодня называется «советской»: в рамках этой идеологии появились и Платонов, и Булгаков, а у нас в «СО» Павел Васильев, Леонид Мартынов, Сергей Марков, которых признали классиками поэзии и сибирской, и российской, и многие другие — можно долго перечислять. — Насколько снизились за последние годы тиражи толстых журналов? — Тиражи регрессируют со скоростью примерно 500 — 800 экзем-пляров в год, а это значит, что через три-четыре года большинство журналов преодолеют нижний порог в 3 тыс. экз. подписного тиража и тогда закрытие неминуемо. Уже сегодня надо думать о том, как сохранить это уникальное явление. Единственный реальный выход — гарантированная библиотечная подписка, которая бы, кстати, устроила библиотекарей и читателей, но совершенно не нужна ни нашим PR-идеологам, ни лицам, принимающим решения в части культурных программ. А напрасно. Довольно просто посчитать, что для подписки двадцати традиционных, существующих не менее полувека литературных журналов и рассылки их по городским и районным библиотекам России, требуется порядка 140 миллионов рублей в год. Всего. На какой-нибудь глянцевый проект к президентским и парламентским выборам (с бесплатной рассылкой) тратится не меньше, если не больше. А в случае с «толстыми» журналами такой подход помог бы убить трех зайцев за раз: пополнить фонды библиотек качественной литературой и актуальной публицистикой, сохранить уникальное культурное явление, журнальную периодику и сберечь от распыла и деградации творческую элиту, сберечь профессию литератора. — Почему перестали подписываться сами читатели? Дорого? — Сегодня, чтобы подписаться на «Сибирские огни», нужны не такие большие деньги, 800 рублей на год, но не каждый может себе это позволить. Я помню времена, когда я тратил на подписку нескольких литературных изданий всего 25 рублей, которые всегда мог оторвать от семейного бюджета. Сегодня, чтобы подписаться на три-четыре издания, нужно от двух до четырех тысяч рублей. Многовато. — Издаются ли толстые журналы на Западе, или это чисто российский феномен? — Такие журналы там есть, но чаще всего они издаются при университетах либо на какие-то частные пожертвования, причем очень небольшими тиражами. Такого опыта, такого влияния, какие имели толстые журналы у нас, там никогда не было и не будет, потому что там как раз в чистом виде лаборатория, к чему и мы постепенно приходим. — Какие таланты появились на страницах «Сибирских огней» за последние годы? Есть ли среди них лауреаты престижных литературных премий? — За последние пять-семь лет проявили себя новосибирцы Василий Дворцов, Виорэль Ломов, Борис Климычев (Томск), Александр Родионов (Барнаул). Романы Дворцова отмечены в прошлом году премией Алексея Толстого, в марте в ЦДЛ презентован двухтомник Ломова с четырьмя блистательными романами. Один из них, «Архив», набрал одинаковое количество голосов в финале прошлогоднего присуждения премии «Ясная Поляна», но в итоговом голосовании уступил «Золоту бунта» Иванова. Опубликованный в семи-восьми прошлогодних номерах журнала исторический роман А. Родионова, посвященный судьбе первого сибирского губернатора Матвея Гагарина, «Князь-раб», несомненно, будет событием нашей литературы и соискателем литературных премий 2007 года. — Есть ли у вас обратная связь с читателями? Какие жанры их привлекают больше всего? — Обратной связи у нас почти нет, но судя по объему рукописей, которые к нам приходят, нас все-таки читают. Иногда в день приходит до десятка писем с текстами. Появление «Сибирских огней» на электронном портале «Журнальный зал» http://magazines.russ.ru/ резко увеличило поток писем. Наш основной читатель находится там. —Почему журнал перестал продаваться в киосках Союзпечати? — А вы видели, что продается в этих киосках? В глазах пестро! Мы пробовали запускать журнал в широкую продажу, но это не имеет никакого смысла. И это великая проблема. Без какой-то государственной воли по сохранению русского языка, без Закона о языке нам не обойтись. Сейчас я называю наше положение катакомбным — катакомбная культура, которая все-таки пытается сохранить традицию. И в этом смысл и миссия сегодняшних работников толстых журналов, потому что только здесь, только в этих очагах сохраняется то, что было наработано за два века. — Есть ли у «Сибирских огней» своя концепция? — Конечно. Это прежде всего традиция, заложенная с основания журнала, которую можно обозначить понятиями созидания, государственности и духовности. Под созиданием мы разумеем в первую голову поиск талантов. Это главная задача редакции. Сибирь наша велика и обильна, и здесь, в силу многообразия культур, в силу того, что мы находимся и на географическом, и на цивилизационном стыке, появляется много одаренных от природы людей. Это связано и с историей Сибири, с тем, какие люди сюда попадали, начиная с самого ее освоения. В результате органического переплетения и слияния кровей, генов, нравов, обычаев, языков появилось такое явление, как «сибиряк». Культурный, духовный и человеческий потенциал Сибири настолько велик, что грех не обращать на это внимание. И если мы заявляем себя как старейший сибирский и российский журнал, то мы просто обязаны ориентироваться на это. Богатство России будет прирастать не Сибирью, а именно талантами, которые здесь, в зауральских пространствах, еще долго не переведутся. Беседовала Ирина ФЕДОСЬКИНА, «ЧЕСТНОЕ СЛОВО» Директор журнала «Сибирские огни» В. А. Берязев | |
Просмотров: 1517 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |