Форма входа |
---|
Категории раздела | ||
---|---|---|
|
Block title |
---|
Block content |
Друзья сайта |
---|
|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 3 Гостей: 3 Пользователей: 0 |
Главная » Файлы » Борис Климычев. Проза » Борис Климычев. Статьи, дневники, интервью |
19.03.2009, 15:49 | |
ТОМСКИЙ ВЗГЛЯД НА ГОРОД САД На вокзале что-то такое, похожее на военные годы: истомленные бессонницей люди, грязные оборванцы. Поэт Коля - спокоен, он служит, часто бывает в командировках, не отвык от поездов. Поражен видом нашего вагона: сквозь оконные стекла почти ничего не разглядишь. Получили постель: две простынки цвета земли в шахтерском городе, кусок жеваной тряпочки - гюлотенце. Цвет «постели», возможно, призван напомнить о том, что едем все же в Кузбасс Одеял нам не дали. Коля предупредил, что нынче в поездах чаю не подают. Опять вспомнил военные годы, когда на каждой станции были будочки «Кипяток», правда, вода там была не всегда кипяченая, иногда только подогретая, чтобы зубы не ломило. Проводница сразу же после отхода поезда принялась мести. -Подберете ноги! Вспоминалось, как раньше в поездах по проходам молодцы в белых куртках предлагавшие жареных куриц, пирожки. пиво, лимонад, карамели. Нет их. Не видно ходячей «Союзпечати», все осталось в проклятой эпохе тоталитаризма, в хрущевской оттепели и брежневском застое. Пришлось в этом дорогостоящем демократическом вагоне накрыться землистой простынкой и попытаться вздремнуть.Уснуть не дал зычный голос. Мосластый мужик неопределенного возраста, в явном подпитии обращается чуть не через весь вагон к проводнице: - А я в Томске грыжу резал. Масла килограмм купил, в деревне у нас днем с огнем не найдешь. Проводница с веником в руке: - Масло надо в Тайге брать, в Томске я гребую, там все радиоактивное. Ишь ты! – «брегую» - roворит, а «радиоактивное» правильно произносит. Просыпаемся в пути от буйной качки. Проводница вновь метет пол, покрикивая: - Готовьтесь! Новокузнецк! Мы без вещей, долго нищему собраться? Рвем тамбур. И я вижу на перроне моего тезку Борю. Всегда элегантный, как рояль, хитровато улыбающийся: - Айда, старики, в гостиницу. - Она, поди, кусается, может, где у тебя в кабинете на стульях ночевать? - Старики, я не могу терять марку! Боря настолько любезен, что не только оплачивает наше пребывание здесь, но и сам заполняет листки прибытия, - Там вон мягкие диваны, сидите, стирки, отдыхайте. Поднялся с нами на лифте. Проверил все в номере, улыбнулся нам: - Отдохнете, в буфет сходите, я позвоню, когда надо будет ехать на выступление. В буфете цены оказались астрономическими. Сошли с Колей с гостиничных небес на Новокузнецкую землю, нашли хлебный магазин и купили продукт, вызывающий ожирение. Черный здешний хлеб весьма приятен, его во всех магазинах много, он под цвет здешних зданий и земли. На площади перед гостиницей остановилась машина похожая на карету «скорой», из нее вышла тетка и воздела к небесам огромную грушу на палке и принялась этой пластмассовой грушей мотать туда-сюда. Мы с Колей хлопали глазами. Обратились к прохожему. Пояснил: - Забор воздуха... Если воздух плохой?.. Ничего нельзя сделать? Ну, если превысит норму загрязненности, то какое-то предприятие частично остановят, не помирать же. - А было, что останавливали? - Пока не было. Однако. Стало быть, если в воздухе можно топор вешать, то это еще хороший воздух. Считается - жить можно. Мы с Колей поспешили в вестибюль гостиницы, от плотности здешнего воздуха спирало дыхание, щипало глаза. Пришли, пожевали, звонок от Бориса: - Собирайтесь на выступление. Пара остановок на трамвае закоулками, переулками - в огромное кирпичное здание СПТУ. Актовый зал Многолюдно. Боря сказал, что с нами будет выступать местный писатель, но за стол рядом со мной и Колей садится Борис Брунов. Откуда он здесь взялся? Неужто не гнушается по разным ПТУ выступать? Рахманов нас знакомит: - Это - Эдик Гольцман. Первым выступает Эдик. Описывать его внешность нет нужды: Брунова каждый хоть раз да видел по телику. - У меня тут японский магнитофон!- заявляет он и вытаскивает из портфеля кончик антенны. Магнитофон начинает звучать голосом Эдика и очень смешно. Антенна превращается то в хвостик поросенка, то в шпагу, которой Эдик фехтует с воображаемым противником. Эдик читает забавные стихи про маленького комарика, который сел на спину ослику, переходившему через мост. Стоило комарику присесть на ослиный хребет - мост и провалился. А комарик убедился, что он - самый тяжелый. Выступаем мы с Колей. Нас вежливо слушают. И потом задают вопрос: а не дойдет ли радиация от томского взрыва до Новокузнецка . Не повлияет ли на здоровье здешних жителей? Приходится успокаивать людей. На нас все поглядывают с опаской, как на тайных вредителей. Примерно так же реагировали на нас зрители и в других аудиториях. После каждого выступления Борис Рахманов нас обязательно вел в пельменную потреблять настоящие новокузнецкие пельмени ручной лепки. Борис был фокусником не хуже Гольцмана: он извлекал из на грудного кармана тыщенку, другую, и запихивал в карманы мне и Коле. - Это пока, на пельмени... Жить-тo вам надо? В перерывах между выступлениями мы пили чай с целебными травами в офисе Бориса, расположенном в Доме творческих организаций, неподалеку от гостиницы. Писателей в Новокузнецке немного. До недавнего времени они жили каждый сам по себе. Борис Рахманов убедил их, что должен у них быть свой центр. Не хотели выделять комнату. Добился. Украсил этот офис портретами писателей земли кузнецкой и своими археологическими трофеями. С тех пор как уволился со знаменитого Кузнецкого металлургического комбината, Борис каждое лето выезжает с археологическими партиями. Помогает археологам, учится у них. Он вообще искатель. Мы с ним и познакомились, когда он приехал в Томск, чтобы «покопаться» в предназначенных на слом старых домах. То найдет пригласительный билет в дворянское собрание, присланный известному томскому купцу, то еще что-нибудь. Монеты, предметы старого быта. - Печник! Он всегда так отвечает, когда его спрашивают о профессии. Вырос в селе на Тюменщине, окончил строительный техникум, в Новокузнецке, участвовал в строительстве доменной печи, стал доменщиком. А в свободное время писал веселые пародии на стихи столичных и местных поэтов. Он читает их очень серьезно, a слушатели животики надрывают. В своем офисе он устроил выставку всех отечественных сосудов, в которые когда-либо разливали российскую водку. От самых огромных до маленьких «клопиков». Писатели тянутся к Рахманову, он о них заботится, как отец, хотя никакого оклада, как писательский руководитель, не получает. Он крутится, как вал в моторе, тут группируются, собиратели, художники, работники музея, люди искусства. Он всем нужен, необходим. Легко вписался он и в новую жизнь. Создал издательство «Кузнецкая крепость», располагающееся в том же самом кабинете, на том же самом письменном столе, за которым мы пили чай. Рахманов - владелец, сотрудник и редактор издательства. Томский книголюб, искусствовед Борис Николаевич Пойзнер писал недавно о книге «Черный человек сочинителя Достоевского» как о новинке, которую с удовольствием почитала бы и столица. Новинка эта издана Рахмановым. Успел издать Борис и первую книгу талантливого новокузнецкого прозаика Геннадия Руднева «Смазчик». Пришел на родной металлургический комбинат: «Вы больше на Доску почета потратили, а это - вечная память...» Есть на книжке благодарственная надпись дирекции и совета трудового коллектива. А прозаик такой, что я читал книгу запоем, что не так часто бывает. Неделя в Новокузнецке пролетела, как один день. Старый район. Развалины крепости на горе. Спускаемся в ложбину, проходим мимо высокого кирпичного здания тюрьмы. Деревянный особняк - музея имени Достоевского. Неподалеку отсюда домик. в котором жила Мария Дмитриевна Исаева, вдова, француженка по отцу. Это на ней женится ссыльный Достоевский. Музей прекрасен. Здесь много полотен замечательных художников На встречу пришли художники, искусствоведы, писатели, читали стихи, рассказывали. Снова спертый, как в кочегарке Новокузнецкий воздух. Местные придышались, а мы с Колей с трудом лезем в гору. Гольцман рассказывает, как его в Киеве приняли за Бориса Брунова, просился ради Бога переночевать, а ему говорят: - Что вы! Ваш люкс ждет вас! Новокузнецк построен как бы в тарелке, по краям ее дымят крупнейшие в стране комбинаты. Дым стекает дно тарелки и лежит плотно, как желе. По дну этой «тарелки» мы и топали к вокзалу. Рахманов прошел в вагон убедился, что две нижние полки свободны, и крепко пожал руки: «Пока старики!» Поезд тронулся. Вспомнился Маяковский «Я знаю: город будет, я знаю: саду цвесть!» Что же? Есть и город, и сад. Только в саду растут все больше карагачи, у них стволы черные, словно изваянные из угля. Эти карагачи гармонично вписываются в пейзаж Борис Климычев. В начале перестройки. ( Когда деньги были большими). | |
Просмотров: 729 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |