Форма входа |
---|
Категории раздела | ||
---|---|---|
|
Block title |
---|
Block content |
Друзья сайта |
---|
|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 6 Гостей: 6 Пользователей: 0 |
Главная » Файлы » Борис Климычев. Проза » Борис Климычев. Статьи, дневники, интервью |
19.03.2009, 15:37 | |
Борис КЛИМЫЧЕВ: «ДАЖЕ В ДРУГОЙ ГАЛАКТИКЕ» интервью Борис Николаевич... Обычно при упоминании этих инициалов воображение моментально рисует образ нашего незабвенного первого президента. Однако сегодня мы побеседуем с другим Б.Н.9 но тоже вершителем судеб. Просто люди, живущие под его опекой, — литературные персонажи, а страна, которой он распряжается, художественная проза. Знакомьтесь: председатель Томской писательской организации Борис Николаевич Климычев. — Борис Николаевич, у вас чрезвычайно насыщенная биография: рядом с вами происходили легендарные события, вы побывали во множестве городов. А с чего именно началось ваше творчество? — О, это сложный вопрос. Наверное, со всего — от жизни. Когда я учился в школе, всё было совсем не так, как сейчас. Не было телевидения; радио — и то в зачаточном состоянии1 у нас висела какал-то тарелка, которая хрипела так, что ничего невозможно было разобрать Но я всё равно становился на табурет, плотно прикладывал ухо и вслушивался. Вот так я знакомился, в основном, с поэзией, с песнями, с классикой, хотя было и другое приобщение к искусству, более свойственное для молодёжи. — Наверное, тогдашняя молодежь больше читала, а не пропадала на дискотеках? — Да молодежь — она же и есть молодежь. У вас сейчас дискотеки, а у нас были клубы, танцплощадки с такими же разборками, драками и побоищами. Тем более, что тогда я жил в шахтёрском городе Караганде, а шахтёрские города.— это всегда криминальные столицы. У нас, так же, как и сейчас, была своя блатная романтика. Тогда это был парень в кепке с золотым зубом и, разумеется, с гитарой. Вот мы, пацанва, тоже пропадали где-то по сараям, подальше от взрослых, и там пели свои песни. — Свои песни? А вы не показывали их кому-то из взрослых поэтов? — Тогда сделать это было очень сложно, потому что молодёжных ли-тобъединений не было. Вот сейчас вы можете заниматься со взрослыми писателями, я же впервые встретился с таким человеком, только когда спустя три года после армии начал работать в газете «Комсомолец Туркменистана». Это был известный поэт Юрий Рябинин, который, можно сказать, и стал моим литературным просветителем. Благодаря ему я познакомился с Есениным, Пастернаком, открыл для себя новые горизонты. Наверное, всё это и стало для меня первыми шагами творческого пути — А вы помните ваше первое произведение? — Нет, не помню, потому что это были какие-то беспомощные стихи, которые я писал в классе так первом, во втором А прозу я начал писать гораздо позднее, потому что проза требует большего жизненного опыта для того, чтобы точнее создавать образы героев. — Значит раньше вам ближе была поэзия? — Не то, чтобы ближе. Просто я никогда не мог работать в стол Если я понимал, что то, что я пишу, не может быть опубликовано, я сразу переставал над этим мучиться. Когда я с вдохновением писал прозу, потом приходил к человеку, а он мне говорил: «Да тебя за это посадят!» — я задумывался и сразу переходил на поэзию, потому что в ней нет такой сильной конкретики и проще высказать свои мысли, высказать себя. — То есть большинство ваших произведений автобиографичны? — По-моему, любые произведения автобиографичны. Даже если писатели-фантасты улетают куда-то в другие измерения, им никуда не уйти от собственных взглядов на вещи, жизненного опыта, мировоззрения. Даже в другой галактике писатель не уйдёт от самого себя — А что автобиографично в «Томских тайнах»-? — Ну, сам Томск. Если бы я не знал этого города, то не смог бы обрисовать какие-то декорации, не смог бы изобразить людей, живущих в этом городе, не мог бы уловить саму томскую жизнь. Томск же, вообще, интересный город. Издавна он был как бы форпостом России на востоке, и сюда ссылали пленных, неугодных, диссидентов, поэтому население здесь всегда было отчаянное, неординарное. Сибирские Афины, как-никак. — О греческих Афинах сществу-ет очень много мифов, а о наших Сибирских Афинах есть легенды? — Легенд на самом деле очень много Одни из них полностью вымышленные, другие же повествуют о реальных событиях Я расскажу о том, что было на самом деле. В одном из своих произведений я использовал историю томского разбойника Мухина. Он был из числа сосланных сюда каторжан, осуждённых не за какие-то громкие преступления. Это были люди, которые, подобно английскому Робин Гуду, нападали на обозы купцов, крали золото, драгоценности, а потом на праздники раздавали их беднякам, в печную трубу закидывали, привязывали к форточке Долгое время этот разбойник был неуловим, потому что всё у него было очень хорошо продумано. Но в конце концов его всё-таки поймали и повесили на столб с крутящимся колесом, чтобы всем было видно, а потом сняли и кинули в ров. На самом деле у меня об этом рассказывается намного трогательнее, потому что у Мухина была ещё любовь к девушке-крестьянке... Печальная история... Нет, неблагодарное дело пересказывать легенды, лучше прочитайте «Мухин бугор». — Откуда вы так много знаете про Томск? — Нy, во-первых, я здесь вырос, а ещё у меня отец был томич, дед был томич. Они мне многое рассказали о Томске: как в старину назывались улицы, какие люди здесь жили. Меня всегда интересовал родной город, а собирать о нём легенды для меня увлекательно. — А какие у вас вообще увлечения помимо литературы? — Гитара. Наверное, из молодости. Хотите, я вам сыграю? — Очень! (Интересно, а другой Борис Николаевич так умеет?!) Олеся ГОЛОВАЦКАЯ. интервью газ. "ШТУДИЯ" сентябрь 2002 — Награждение я воспринял не просто как оценку былого своего творчества. Мне дали "почетного" как бы авансом — за книги, которые о Томске ещё обязательно напишу. Потому что родился здесь, вырос, здесь мои корни. Долгое время скитался — так сложилась судьба. Жил в Казахстане, на Дальнем Востоке, в Туркмении. И все же вернулся в Томск, не мог не вернуться... Когда на Думе мне вручали Диплом и "почетный" билет с гербом Томска, в ответном слове я прочитал стихи Маяковского: Землю, где воздух сладок, как мёд, бросишь и мчишь, колеся, а землю, с которой вместе мёрз, вовек разлюбить нельзя. Этим все сказано. — Новое звание даёт какие-то льготы? — Вот насчет льгот, откровенно скажу, не знаю. Вместе со мной "почетного" получал профессор Чуча-лин, тот поинтересовался: какие у нас права и обязанности? Хотелось бы прочитать "Положение". Но нам ответили, что "Положение" устарело... Какие там льготы? Важен сам факт получения звания. — Вы сказали о корнях. А как глубоко вросли они в томскую землю? — Не так чтоб глубоко. Мой дед по отцу был народоволец. Где-то под Саратовом арендовал у одной помещицы большой участок земли, чтоб свести лес под пашню. Там у него была лесопильня, бондарная мастерская — делали бочки, гнали дёготь. Ну, и типография, конечно, имелась. Что-то печатали недозволенное. Дед увлекался идеями освобождения народа, хотя сам был не из простых: происходил из обедневшего дворянского рода. — И в итоге его сослали? — Когда в городе начались аресты, дед поступил хитроумно. Собрал своих детей — старшему было тогда лет четырнадцать, вымазал их в угле и саже, нарядил в рваньё. И пошли они, как погорельцы, в сторону Урала. Добрались до Екатеринбурга. Сели там на поезд, доехали до Томска. То ли жил тут кто из знакомых, то ли денег не хватило дальше ехать, не знаю. Так дед оказался здесь, чудом избежав ареста. — У многих в Томске жили деды. Но мало кто интересовался историей города. Еще меньше — тех, кто запечатлел её в повестях и рассказах, как вы... — Любовь к Томску привили родители. Сколько помню, они всегда записывали легенды, песни, прибаутки. Обсуждали историю города. И не только они — у отца было семь братьев, все жили здесь до войны. У каждого — интереснейшая судьба, каждый знал о городе что-то свое. Соберутся, и давай рассказывать, а я, естественно, слушаю. Один из братьев, Венедикт, бывший эсер, интересовался архитектурой, работал строителем. Известную-в городе "пя-тихатку", общежитие для аспирантов университета, строил он. Это сейчас здание в таком жалком состоянии, а тогда оно было одним из лучших в городе. Дом будущего! Там имелась фабрика-кухня, прачечная, много чего еще... — Значит, вы стали писать о Томске, потому что накопился материал? — Думаю, в любом случае Томск вошел бы в мое творчество. Ведь здесь осталась частица меня: по этим переулкам я ходил, здесь бегал с друзьями, которые тоже интересовались городскими легендами, сказаниями. Когда разбирали стену Алексеевского монастыря, каждый посчитал своим долгом притащить домой древний кирпич. Собирали всё: значки, марки, открытки, пачки от сигарет. Сарай был вечно набит всяким хламом... К сожалению, в своих долгих странствиях я ничего почти не сохранил. А жаль: теперь этим коллекциям не было бы цены. Интерес к истории города заставлял расширять кругозор. Мы часто ходили в краеведческий музей, посещали картинную галерею, где во время войны разместилось армейское училище... — К тому времени Томск утратил значение Сибирских Афин. Превратился в глухой провинциальный городок. — Нет, не согласен. Ни до войны, ни после ощущения глуши не возникало. Началась война, сюда эвакуировали заводы. Понаехало много москвичей, ленинградцев, они привнесли что-то своё. Да и раньше так было — в русско-японскую, империалистическую. Даже в войну 1812 года. Беженцы, ссыльные, военнопленные постоянно вливали свежую кровь. Кого здесь только не было! Немцы, поляки, австрийцы, венгры. Этот котел постоянно бурлил, кипел. И знаете, что получилось? Во время последней войны корреспондент Би-би-си Александр Верт писал: "Однажды я попал в часть, куда прибыл госпиталь из Томска. Там были такие красивые девушки, каких прежде я нигде никогда не видел". Вот вам результат смешения кровей. — А как же Эренбург? Ведь он описывал совсем другой Томск. — Эренбург увидел, что где-то продают черный хлеб, и решил, что белого хлеба томичи не видели. Его БИОГРАФИЯ Г< В СУДЬБЕ ЕГО I впечатления очень субъективны: он замечал лишь то, что хотел. Деревянные тротуары, покосившиеся заборы, неприкаянных стариков. Но и тогда в городе был университет, здесь жило много ссыльных дворян, вообще интересных людей. Томск и тогда был особым, уникальным городом. — Когда уже в зрелом возрасте вы стали писать, отношение к истории формировалось своеобразное. Её следовало осмысливать заново, в соответствии с "Кратким курсом". Но вы-то были воспитаны иначе, вы знали цену достоверности. — У меня всегда было критическое отношение к тому, что говорила и делала власть. Не скажу, что настроены мы были оппозиционно — нет, конечно. Но в нашей семье принято было говорить открыто обо всем, что происходит. Включая негативные моменты. Моя мать ненавидела Сталина — иначе, чем "гуталин-щик", его не называла. Знала, что в Москве на каждом шагу выходцы из Кавказа чистят сапоги, и нарекла так вождя. Надо учесть, что была она из донских казачек, тут еще примеши-н валась обида за земляков. Ну, и отец был того же мнения. Считал, что строить так социализм нельзя. Доброе дело грязными методами — не- ь допустимо. — Цензура вас как писателя а коснулась? — Безусловно. И вырезали, и за-t прещали, и стращали. Не пускали в печать многие безобидные, казалось бы, вещи. Моя первая книга была о войне, любви и дружбе. Роман под названием "Часы деревянные с боем". Рукопись попала в Новосибирское издательство, там ее долго мурыжили: это, говорили, нельзя, и это. Почему — не понятно. Кто жил в Москве, мог похлопотать в ЦК или где-то еще, а туг все боялись собственной тени. И запрещали всё без разбора. "Сделайте главным персонажем мальчика, пусть будет детская повесть, — сказали мне. — И пусть в конце обязательно будет Интернационал. Без этого нельзя". Что было делать? Так хотелось, чтобы вышла книга о Томске. Приходилось соглашаться на все эти нелепые условия. Кстати, стихи я стал писать во многом оттого, что не мог до конца высказаться в прозе. — У вас вышло шесть книг о Томске. Собираетесь что-то переиздавать? — Все зависит от денег. Поиск спонсорских средств пока малоуспешен. Вот и последняя рукопись "зависла". В администрации, куда обращался, обнадежили, но ничего так и не вышло. Роман пролежал уже с год. Правда, за это время его приняли в печать два журнала: "Сибирские огни" и красноярское издание "Дни и ночи". Это роман "Маркиз де Томск" — книга о французе, томском коменданте де Вильнове. Человеке интересной судьбы, выходце из древнего дворянского рода, к которому принадлежали довольно известные люди: турецкий посол, адмирал, которого разбили англичане, другие. — Слышал, будто французы заинтересовались вашей последней книгой? — Да, в одном научном сборнике поместили мою статью. Но книгу издать не решились... — К сегодняшнему дню вы исчерпали свой исторический материал или нет? — Ни в коем случае! Он неисчерпаем. Я не написал даже сотой долитого, что хотел. Есть писатели — тот же Пришвин, которых занимает тема природы, которым присущ романтический взгляд на жизнь. У меня иной склад. Мне всегда был интересен человек в его развитии, воспитании чувств. Страдания, борьба, жизнь, как она есть, — вот что меня, как человека пишущего, притягивало... — И притягивает вот уже больше сорока лет? — Первые свои стихи я напечатал в карагандинской газете в 1948 году. Потом много работал в качестве журналиста, пока не сделал литературу своим ремеслом. Произошло это в 1978 году, когда вступил в творческий Союз. — А чуть раньше оказались на томском Севере. Расскажите об этом подробнее. — В один прекрасный день вызывает меня Александр Ефимович Ку-динов. Он возглавлял тогда в обкоме сектор печати, а прежде был редактором газеты "Правда Ильича", где я какое-то время работал. Вызвал и говорит: в Стрежевом требуется редактор. Романтика, Север и всё такое прочее. Не долго думая, согласился. И редактировал газету "Томский нефтяник" месяцев восемь, потом уволился по состоянию здоровья. Газета была немудрящая, но пользовалась популярностью. В киосках не залеживалась. Она была людям нужна, это чувствовалось. И я знал, что делаю важное, нужное дело. Ощущал себя в центре событий — человеком, который живет не зря. В Стрежевой привозили известных артистов, писателей. Жизнь бурлила, и газета — хорошо ли, плохо — отражала события. Я мотался по промыслам, летал в Александровское , где была типография... Что еще запомнилось? Магазины, сделанные на скорую руку, в которых ничего не было, когда привозили чашки-плошки, за ними бились в очередях по-страшному. Деревянный кинотеатр, куда билеты брали за неделю. Водка, которую, несмотря на "сухой закон", везли из Нижневартовска, продавая потом втридорога. Мясо, которое к весне, чтоб не пропало, рубили всюду прямо на улице на деревянных чурбачках, после чего весь Сгреже-вой объедался мясным... Первое время я ночевал прямо в парткоме. До тех пор, пока не нагрянул Лигачев. Однажды ранним утром стучат в дверь. Открываю — первый секретарь со свитой. "Кто такой? Редактор газеты? Почему здесь?" А у меня под головой — подшивка "Правды", вместо одеяла — пальто. "Да вот, — говорю, — вполне доволен ночлегом". Мне, конечно, давали место в общежитии, нотам невозможно было жить: кавардак, хлопанье дверью. "Непорядок!" — сказал Лигачев и пошел дальше. Но, видно, сделал, кому надо, внушение: переселили меня в деревянный жилой дом. В квартиру "на подселение", где все удобства — также на улице, но жить можно, ничего... —До этого вы жили в Ашхабаде, где страшная жара, потом оказались на Севере, где жуткий мороз. Где было труднее? — Везде свои трудности, хотя... В Ашхабаде, наверное, было тяжелее: от жары там нигде не спрячешься, пекло—месяцев восемь. А от холода на Севере спасались даже на промыслах. Отогреешься в вагончике — и снова на мороз. — Все же Ашхабад вошел в вашу прозу, а Стрежевой, я считаю, нет. — Ну, как же, а "Мой старый Томск", где большой кусок посвящен томскому Северу? — Борис Николаевич, если не секрет, какой будет ваша новая книга, о чем? — Готовлю материал для книги об очень любопытном периоде, который, кроме Зазубрина, никто из сибирских писателей не касался. О времени, когда Томск переходил из рук в руки пять раз: то белые его займут, то красные, то анархисты. Безумно интересное время. И судьбы не менее интересные: братья Пепеляевы, Потанин. Пишу отдельные фрагменты, работаю с документами, читаю исторические исследования. Что-то из всего этого, думаю, должно получиться. Виктор Юшковский, газета "Томская нефть" 2002 г. | |
Просмотров: 1099 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |