В детстве она ела
конфеты с чужих могил и ходила на родник за водой, сгибаясь под тяжестью
огромного кувшина, потому что ее семья жила в нищете. Чем закончится жизненный путь рано осиротевшей девочки из глухого
дагестанского села, понятно из названия книги «Дневник смертницы. Хадижа». Но несмотря на то, что финал нам ясен изначально, Марина Ахмедова последовательно и
дотошно, ничего не упуская, рассказывает о детстве и первой любви, студенчестве
и городской жизни, странных снах и
нравственных метаниях девушки по имени Хадижа, чтобы исследовать все мотивы, которые привели ее к
такому страшному выбору: принять шахаду и стать смертницей.
Как разноцветные нитки
складываются в сложные орнаменты на коврах дагестанских мастериц, так и
судьба Хадижи, сплетенная, казалось бы,
из множества случайностей, на самом деле
вполне закономерна. Обычаи и традиции,
принятые среди сельских дагестанцев, диктуют одно, современная жизнь с ее реалиями — коррупцией,
политической нестабильностью,
стрельбой на улицах и зачистками —
другое.
Хадижа — человек своего времени и места,
и она делает свой выбор, потому что другого ей судьба не оставляет. А сколько рядом таких же закутанных в
хинджабы Хадижей, Гульнар, Сабин, она узнает, когда попадает к «сестрам и братьям». Книга пронизана огромным сочувствием к Хадиже, и до самой последней страницы не
верится, что девушка совершит те самые
два движения пальцами, несущие смерть.
Марина Ахмедова пишет
с большим знанием местных реалий и
обычаев. Это не случайно, она работает
журналистом «Русского репортера», и не раз бывала на Северном Кавказе. Итогом этих командировок и стала ее книга «Дневник смертницы. Хадижа». Книга, помогающая понять истоки и причины терроризма. Книга, которой прибавили актуальности недавние
теракты в Волгограде.
|