Форма входа

Категории раздела

"Заметки книжного обозревателя" Юлии Климычевой [40]

Block title

Block content

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Томское краеведение
    Среда, 01.05.2024, 18:42
    Приветствую Вас Гость
    Главная | Регистрация | Вход | RSS

    Сайт памяти Бориса Климычева

    Каталог статей

    Главная » Статьи » "Заметки книжного обозревателя"Юлии Климычевой » "Заметки книжного обозревателя" Юлии Климычевой

    Апокриф по-русски

    Хождения праведников по воде, аки посуху, драки между юродивыми, сжигание блудниц на кострах и строгая жизнь монастырей — средневековая Россия 15-го века предстает во всех непостижимых противоречиях в романе Евгения Водолазкина «Лавр».

     

    По жанру «Лавр» — исторический апокриф, то есть жизнеописание святого, повествующее о его судьбе с полным уважением к герою. Будущего праведника Лавра, который четырежды будет менять свое имя на протяжении жизни, судьба ведет к святости весьма извилистым путем. Она дает ему дар лечить людей и отнимает любимую, опускает его на самое дно жизни для усмирения плоти и дарует паломничество в Иерусалим для укрепления духа. Вся жизнь Лавра — стремление отмолить совершенный в юности грех. Он постоянно рядом с монастырями, но вне монастырской жизни, он избрал собственный путь, который оказался труднее. Мало отказаться от благополучия телесного, настоящее смирение — в отказе от собственной личности. И он отказывается — трижды.

     

    «Лавр» нельзя назвать полноценным историческим романом или романом-реконструкцией исторических событий. Тем не менее эта книга с головой погружает читателя в исторический контекст. Ее автор — петербургский писатель и филолог, специалист по древнерусской литературе. И одновременно — изумительный стилист.

     

    Тягучее и вкусное повествование можно сравнить с ниткой пропитанного ароматами разнотравий меда, медленно стекающего с деревянной ложки. При этом стиль не лишен иронии, что отсылает к современности. Будущий Лавр еще ребенком решил смастерить крылья и сиганул с крыши, к пострадавшему был приглашен старец из монастыря. Далее цитирую: «Знаю, что собираешься на небо, — сказал с порога кельи старец Никандр. — Но образ действий твой считаю, прости, экзотическим. В свое время я расскажу тебе, как это делается». Книга написана для современников, хотя есть сомнение, что это удачный авторский ход — впрячь в один текст полунормативную лексику и молитвы.

     

    При этом книга изобилует историческими деталями. Например, юродивые земли псковской, к изумлению горожан, кидали камни в дома праведников и целовали дома грешников. Секрет открывался просто — по углам домов, где жили благочестивые горожане, селились бесы, поскольку в домах им места не было, их-то и атаковали провидцы. А снаружи домов грешников плакали ангелы, и им предназначались поцелуи в утешение.

     

    «Лавр» Евгения Водолазкина интересен еще и тем, что он вошел в списки всех российских литературных премий 2013 года. Книга уже получила премию «Ясная Поляна-2013», вошла в шорт-лист «Большой книги» и «Русского Букера», также числилась в шорт-листе «Нацбеста» (эту премию получила некто Фигль-Мигль за роман «Волки и Медведи»).

    http://www.ampravda.ru/2013/11/09/040124.html
    Категория: "Заметки книжного обозревателя" Юлии Климычевой | Добавил: carunin (09.11.2013)
    Просмотров: 419 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: