Форма входа

Категории раздела

Памяти Бориса Климычева [23]
Воспоминания

Block title

Block content

Календарь

«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Томское краеведение
    Понедельник, 29.04.2024, 18:39
    Приветствую Вас Гость
    Главная | Регистрация | Вход | RSS

    Сайт памяти Бориса Климычева

    Главная » 2013 » Ноябрь » 6 » О спектакле "Борисов наказ" с участием Бориса Климычева, 2009 год, проект "МХАТ на Уржатке"
    08:49
    О спектакле "Борисов наказ" с участием Бориса Климычева, 2009 год, проект "МХАТ на Уржатке"

    В Томске появился интересный любительский театр, в качестве одного из главных социальных партнеров которого выступает Томский политехнический университет. "МХАТу имени Чехова на Уржатке" всего четыре месяца, но его просветительский проект успел завоевать симпатии зрителей.

    Если театр полушутя - полусерьезно называет себя "МХАТом", то должны же быть к этому какие-то основания! Они есть и хорошо просматриваются во всех спектаклях. Расшифровывается "МХАТ" так: махонький художественный асимметричный театр. А Уржаткой назывался старинный район Томска в устье Ушайки. Виктор Нилов и Леонтий Усов, художественные руководители проекта, решили Уржатку, а заодно и многое другое из прошлого, воскресить. Шутя и стройно переплетая прошлое с настоящим, наказ Бориса Годунова со стихами Бориса Климычева, заставляя гордиться томскими успехами и одновременно посмеиваться над собой, - а в итоге двигаясь в лодке истории дальше. Зрители, пришедшие в конце марта на Малую сцену Театра драмы, попали на мхатовский "Борисов наказ" будто бы в мир чудес.

    И многим захотелось как можно теснее слить свою жизнь с жизнью нашего древнего города и вселенной. Мхатовские спектакли представляют зрителю историю в немалом объеме, но делают они это весьма ненавязчиво. Причем фрагменты истории томского политеха всегда здесь на почетном месте.

    Познавательное значение таких спектаклей огромно. Видно, что авторов так и "распирает" рассказать зрителю все интереснейшие моменты из истории Томска, но они вовремя спохватываются и вспоминают, что слово и театр - те естественные механизмы, с помощью которых можно исследовать бытие и проникать в скрытые закоулки мира. И этот немой мир пробует голос, и словно веянием ветра, перекличкой птиц, рёвом зверя, шорохом листьев в стихах вырывается на волю. Вот так в "Борисовом наказе" поэзия и проза героя нынешнего спектакля Бориса Климычева, с его подлинным, смолистым языком сибирского писателя и поэта, Почетного гражданина Томска, позволяет нам робко приникнуть к иконе бытия.

    Творчество Климычева просится быть нарисованным или спетым, поэтому в спектакле так много музыки. В стихах незаметно накапливаются образы, а потом внезапно расцветает цветок или горит лист на ветру. И в этом жарком огне стихи русского поэта читает артист Анвар Халитов и десять студентов и стажеров из Института международного образования и языковой коммуникации ТПУ.

    Оригинальный ход сценария позволяет к перекличке поколений добавить своеобразную перекличку народов. Это столь интересно, что следует назвать имена выступавших: Лю Сяолинь, Мария Кристина Чиприани, Лю Шань, Чжан Сюй, Ли Бодун, Магда Шчепаньска, Чай Сун, Мунх Тогтох Дулгуун, Ли Вэньлуэ, Камило Силва Педро Пауло.

    Все они мастерски и оперативно подготовлены к выступлению кафедрой русского языка как иностранного. Кафедрой заведует Е.В. Михалева, а на спектакле представляла чтецов преподаватель А.В. Михеева.

    К ведущим Усову и Нилову в новом спектакле добавился президент "Чеховских Пятниц" Евгений Ковалевский, обладающий титулом немало-немного "Выдающегося путешественника России". Он, к тому же, когда потребовалось, спел песню бывшего советского зэка Юза Алешковского о Сталине. Как всегда, блистал пародиями выпускник ТПИ скульптор Олег Кислицкий. И всё это прекрасно дополняли творческие коллективы МКЦ: народными песнями - ансамбль "Пересек" (руководитель Марина Аржанникова) и лирическими – студия "Отражение" (Татьяна Виноградова). В начале спектакля зрители увидели танец, впервые блеснувший на сцене в шоу "Мистер стиляга ТПУ". Искрометный танец ставился исключительно для конкурсного шоу его участниками, но "МХАТу на Уржатке" они отказать не смогли. Как всегда, украсило спектакль выступление Клуба бального и спортивного танца ТПУ "Диамант" (Анатолий Новиков).

    Спектакль в областном Театре драмы стал вторым по счету представлением "Борисова наказа". К герою спектакля Борису Климычеву присоединилась народная артистка России Тамара Лебедева. Ей 22 марта исполнилось бы 90 лет, и "МХАТ на Уржатке" вместе с театральным музеем (директор Татьяна Линяева) с любовью рассказал о творчестве талантливой актрисы, по праву назвав ее самой почитаемой томичкой второй половины XX века. Конечно, политехникам было приятно узнать, что приездом талантливой московской артистки в Томск город обязан Томскому политеху. В 1946-ом Тамару Павловну призвал в наш город ее родной брат, окончивший к тому времени ТПИ.

    Трогательно выступил в качестве певца сам Борис Климычев. Из 60-х годов прозвучал его "Причулымский вальс", написанный им вместе с легендарным томским композитором Владимиром Лавриненко. Задавая тон спектаклю, рефреном звучали со сцены слова незримо присутствовавшего на спектакле великого Гоголя: "Так любить, как русская душа… Нет, так любить никто не может!" Впрочем, почему же незримо? На авансцене, напоминая о 200-летии со дня рождения гениального писателя, осязаемо расположились чудесные "Гоголи" Леонтия Усова. Целых четыре Николая Васильевича! О его малой родине напомнил песней "Ехал козак за Дунаем" Александр Булатов из "Чеховских Пятниц". А скульптуры Леонтия Усова буквально на днях отправились в Москву на Всероссийскую выставку, посвященную 200-летию с дня рождения русского гения Николая Гоголя.

    Музыкально-поэтическая прогулка по славному городу Томску завершилась незабываемым дуэтом Бориса Климычева и совсем юной Вероники Шахтариной из "Маленькой Камераты":

    Не томи меня, Томск, не томи, не тумань,
    Я влюблен в дорогую сторонку
    Где-то есть Петербург, и Москва, и Тамань.
    А я сроду гуляю по Томску!


    В спектаклях томского МХАТа в ходе действия случаются накладки и нестыковки, но их и не может не быть по определению: театр играет практически без репетиций. Возникающие коллизии легко обыгрываются участниками, однако есть одно очень обидное упущение. Театр показывает рожденный в творческих муках спектакль один, от силы два раза, и от этого недостатка ему нужно избавляться.

    Анна СИДОРЕНКО, художник.

    21 апреля 2009 года.

    Газета «За кадры», Томский политехнический университет.

     

    Категория: Памяти Бориса Климычева | Просмотров: 525 | Добавил: carunin | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: